Все темы по истории России с древнейших времен с ответами на большинство вопросов.

  
      
Почему Запад против России?
Правило жизни по-русски: Пирамида или крест? Новая книга
  

Новости медицины и общественной жизни, бесплатные рефераты и курсовые. Интересные факты и полезная информация.


Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых
 

Каковы были исторические условия развития культуры в 90-е гг.?


В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха - распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение стратегического положения России. Русская культура по-своему реагировала на ставшую реальностью творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой - прекратило финансирование творческой деятельности.



С 30-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Реакция наступила уже в конце 80-х гг.: социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализму, постмодернизму, неоавангардизму). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей.

Признание в России и за рубежом получили в 90-е гг. произведения национальной культуры, литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе. Открытие 3апада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

Какие новые процессы происходили в Российской литературе?

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова "Самоистребление", публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова "Мой народ" и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность в национальной культуре, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера "Пшада" и др.). В ней нашлось место новым "героям" стремительно изменявшегося общества - "новым русским", безработным, беженцам, бездомным (повесть З. Богуславской "Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских").

Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников нового литературного направления - пост деревенской прозы, "В одном сибирском городе", "Россия молодая" и другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман "Пирамида" (1994 г.). Писатель говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В романе "Прокляты и убиты" писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и пацифизме. В романе показаны трагедия войны, одиночество "маленького человека", его ожесточение и страдания.

В. Аксенов в романе "Новый сладостный стиль" (1998) обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Иные представления в национальной культуре, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-e гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных В. Пелевина, В. Пьецуха, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского и др.


Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, создатель романов "Чапаев и пустота" и "Generation "П", отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому.

Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Юрия Буйды ("Люди на Острове", "Дон Домино").

О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"). Три поколения российской интеллигенции ХX в. представлены в повести А. Дмитриева "Закрытая книга", в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работает поэт Дмитрий Пригов ("Пятьдесят капелек крови"). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста Виктора Сосноры ("Куда пошел? И где окно?"). Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко ("Громадный том листали наугад") и И. Жданов ("Пророк").

Что нового появилось в развитии отечественного кинематографа?

В 90-х гг. мировой кинематограф встyпил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий. Российскому кинематографу конец 20 в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики, которая раскрывалась в традициях социалистического реализма.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовом кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими были режиссерские победы нового российского кино поколения: П. Лунгина ("Такси-блюз"), Д. Балабанова ("Про уродов и людей"), А. Хвана ("Дрянь хорошая-дрянь плохая"), С. Сельянова ("Дyxoв день").

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес, - "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник" Н. Михалкова, "Кавказский пленник" С. Бодрова-старшего, "Страна глухих" В. Тодоровского, "Мусульманин" А. Хотиненко и др. Глубокими по содержанию и тонкими по форме были фильмы А. Сокурова "Молох" и "Телец".

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи.

Какими явлениями музыкальной жизни была отмечена национальная культура 90-х гг.?

Противоречия общественноrо развития оказали влияние на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-хгг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не порывая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики ХХ в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

Заметными явлениями культурной жизни и национальной культуры были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в книry рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

90-е гг. отмечены формированием национальной молодежной музыкальной культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции ("Европа-Плюс", 1990; Радио "Максимум", 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали "Максидром". В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл "Меtrо", ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е гг. стали переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи - любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа "Мумий Тролль" (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде "девочка с гитарой" - Земфира. Москва 90-х гг. oкaзалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.


Что нового в 90-е гг. произошло в театральной жизни России?

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, "эзопов язык", приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, "двойное дно" в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, Д. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссеров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-хгг. театры-студии, камерные драматические театры ("Театр Луны", "Табакерка", "Театр-студия на Юго-Западе" и др.).

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского Teатpa "На Покровке" "Женитьба" по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжает театр под руководством П. Фоменко. Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.


Каковы были особенности развития отечественного изобразительного искусства в 90-е гг.?

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления национальной культуры. Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.). Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее ярким его представитель - президент Российской академии художеств З. Церетели (автор памятника Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной Горе в Москве и др.). Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы основаны частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.)

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом. Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах. Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Что следует понимать под "революцией в средствах массовой информации", произошедшей в России в 90-е гг.?

Радикальные перемены произошли в 90-е гг. в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль за их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные вкусы читателей, стали одной из самых заметных примет нового времени.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-x гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FМ-диапазоны. Poссияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радио просторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы REN-TV, НТВ, Дарьял-ТV и др.).

Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но частные лица и коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала "Культура", знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реальности XXI в. - века информационного общества - воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации - Глобальной сетью Интернет в конце 90-x гг. пользовались около 4 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имеет средств приобрести персональный компьютер.

Какую роль играли традиционные религии в жизни российского общества в 90-е гг.?

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34 % взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35 % колебались между верой и неверием. Началось возрождение традиционных для России религий - православия, ислама, буддизма, иудаизма.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. За деньги миллионов простых людей в память о великой победе в отечественной войне 1812 г. он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература издававшаяся большими тиражами.

Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку. Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. Свобода совести, закрепленная Конституцией 1993 г., гарантировала гражданам страны право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

Таким образом, развитие национальной культуры в 9O-е гг. было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 90-х гг. - создание условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.




Спасибо за предоставленную информацию





Карта сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free