Все темы по истории России с древнейших времен с ответами на большинство вопросов.

  
      
Почему Запад против России?
Правило жизни по-русски: Пирамида или крест? Новая книга
  

Новости медицины и общественной жизни, бесплатные рефераты и курсовые. Интересные факты и полезная информация.


Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых
 

Николай 1


Каковы были цели, задачи и основные направления внутренней политики Николая 1?


Николай 1 (1796-1855) был третьим сыном Павла I. К роли самодержавного правителя России его никто не готовил, так как "очередь" на престол при двух старших братьях для него наступить не должна была никогда. Его готовили к военной карьере. Династический кризис и восстание декабристов 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на все его царствование, заставили предпринять не ожидавшиеся обществом реформы, а шаги по упрочению самодержавного строя. В людях и чиновниках Николай 1 больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай стремился, тем не менее в первую очередь обеспечить стабильность социально-политических порядков. А разработка всех реформаторских планов велась в обстановке еще большей секретности из опасений новых потрясений. Не найдя в себе сил пойти на отмену крепостного права, Николай, по отзывам современников, перед смертью взял слово со своего сына (будущего императора Александра II) решить эту историческую задачу.

Недоверие, с которым после восстания декабристов Николай 1 относился и к обществу, и ко всем окружавшим его, прошло нескоро. В первые годы его правления было видно, что новый царь стремится (в отличие от Александра I) сам решить не только важнейшие, но и более незначимые вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширяет функции Собственной его императорского величества канцелярии, которая начинает доминировать в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создает II Отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей должна была стать подготовка единого "Свода законов страны". Прежде эта работа велась десятилетиями и успеха не приносила. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое полное собрание законов (в 45 томах), а в 1833 г. - свод действующих законов империи.

В декабре 1826 г. Николай создает секретный комитет под председательством другого бывшего члена Негласного комитета - графа В. П. Кочубея (назначенного в следующем году председателем Госсовета и Кабинета министров), которому поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу Кочубею так и не удалось. В 30-е гг. были приняты решения, увеличившие роль государственных чиновников в дворянских органах самоуправления - Дворянских собраниях. Многие даже мелкие решения должны были принимать высшие государственные органы страны. Для этого требовалась и огромная армия чиновников.


К концу царствования Николая 1 численность чиновников составляла без малого 90 тыс. человек (в начале правления Александра - 15 тыс.). Власть простого канцелярского клерка порой была для простого просителя более весома, чем решение министра. Обычным делом стало засилье генералов в министерских кабинетах. Они мало что понимали в своих новых обязанностях, но это было не важно: колоссальный аппарат делал свое дело, даже если бы министра или директора департамента не было вовсе.

При такой системе, ведущей к "стабильности" кадров управленцев, высшие чиновники быстро "стареют". Если при молодом Александре к руководству пришли в массе своей люди 25-35-летнего возраста, то при Николае 1 40-летний министр уже был большой редкостью. В начале 40-х гг. ограничиваются и без того лишь совещательные функции Государственного совета. В принятом в 1842 г. "Учреждении Государственного совета" закреплялось право императора утвердить мнение меньшинства членов совета или свое особое решение по рассматриваемому вопросу. Большие ограничения накладываются и на местную администрацию, управляющую делами Польши, Закавказья, Прибалтики (им запрещается принимать собственные решения без учета мнения центральных властей, даже по частным и мелким вопросам).

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще перед Отечественной войной обнищание части дворянства продолжалось. Он попытался "очистить" дворянство от "инородных" и деклассированных элементов. Сделать это можно было лишь путем укрепления материальной базы дворянства. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений (включавших не менее 400 крестьянских дворов). Они теперь не могли быть раздроблены между наследниками или проданы и передавались в порядке наследования старшему в роде. Был повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

По новому школьному уставу 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли теперь приниматься только дети дворян и чиновников. Царь, однако, не пошел на лишение дворянского звания многих разорившихся представителей высшего сословия. Зато, ограничив доступ в дворянское сословие, он ввел новые социальные группы - "чиновных", "именитых" и "почетных граждан". Принятыми мерами авторитет и роль дворянского сословия заметно повысились.

Николай 1 прекрасно понимал, что главным вопросом продолжает оставаться крестьянский вопрос. К тому времени никто даже среди крупнейших помещиков не оспаривал положения о том, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. Начать Николай решил с реформ управления государственными крестьянами. Их провел генерал П. Д. Киселев - член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом его реформы стало введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. Там, где земли не хватало, иногда принимались решения о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны (особенно в восточные). Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено часть земли оставить на "общественную запашку", где они сообща работали и имели право воспользоваться плодами общего труда. На этих землях начальство насильно заставляло сеять картофель, что вызвало в начале 40-х гг. серию "картофельных бунтов". Реформа Киселева не могла вызвать симпатий помещиков, так как слишком велик был контраст между государственной и крепостной деревней. Недовольство высших слоев, наряду с волнениями крестьян (совсем по другому поводу), привело Николая к убеждению в том, что хоть крепостное право и зло, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны всех сословий.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении Николай 1 предпринял: была запрещена продажа крепостных с аукционов за долги; запрещалась также "розничная" продажа членов одной семьи; в 1842 г. был принят Указ "Об обязанных крестьянах", по которому помещики могли заключать с крестьянами договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение (этим своим "правом" помещики так и не воспользовались); было дано разрешение помещикам освобождать крепостных без земли; в 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставляется на продажу за долги; наконец, в 1848 г. им было предоставлено право выкупать незаселенные земли и строения.

Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное право в России в своем классическом варианте продолжало сохраняться.

Одной из важнейших черт царствования Николая 1 стала борьба с любыми проявлениями несогласия и оппозиционности царизму.

Расправившись с декабристами, царь решил по-новому организовать деятельность политической полиции и поставить ее под свой личный контроль. Его указом 3 июля 1826 г. было создано III Отделение царской канцелярии, которому были поручены все политические дела и контроль за умонастроениями. "Филиалы" этой организации были созданы и на местах. Для наведения выгодного властям порядка в распоряжении шефа III Отделения находился и вооруженный корпус жандармов (шефом обоих этих подразделений был отличавшийся жестокостью и облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф).

Для обуздания "распустившейся печати" Николай 1 поставил ее под жесткий цензурный контроль (цензурный устав 1826 г. был метко назван "чугунным"). Опасаясь плодов народного просвещения, царское правительство запретило принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование лишь одно классными приходскими училищами. Особым усердием отличался здесь министр народного просвещения граф С. С. Уваров, заявивший как-то: "Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно".

Таким образом, главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление дворянской империи и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

Какие основные процессы проходили в экономике России в 1826-1855 гг. - годы правления Николая 1? Каковы были основные результаты социально - экономического развития страны в этот период?

Характеристика экономического развития страны при Николае I позволяет говорить о кризисе феодально-крепостнической системы. Об этом свидетельствовали:

- явная неэффективность феодально-крепостнической экономики (она проявлялась в упадке многих помещичьих хозяйств, упадке крепостных мануфактур, усилении эксплуатации крепостного труда);

- значительный и быстрый рост новых буржуазных экономических отношений (они нашли выражение в росте численности капиталистических мануфактур, появлении фабрик, начале промышленного переворота, усилении расслоения крестьянства, развитии внутренней торговли);

- тормозящее воздействие отжившей экономической и политической системы на развитие экономики в целом (главным образом это проявлялось в сдерживании роста численности наемной рабочей силы, искусственном ограничении роста капиталов, затруднении развития рынка сбыта, сильном вмешательстве государства в экономику страны).

Эти кризисные явления вовсе не означали общеэкономического упадка или крушения экономики страны. Наоборот, 30-50-е гг. были временем стабильного поступательного развития и промышленности, и сельского хозяйства. Но это была уже многоукладная экономическая система. И заслуга в экономических успехах была не феодально-крепостнической системы, а новых секторов российской экономики - мелкотоварного и капиталистического.

Под промышленным переворотом традиционно понимают исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству, характеризующийся не только эволюцией техники, но и переменами в социальной структуре общества. В России он начался в 30-40-е гг. XIX в. и имел ряд особенностей:

- в отличие от Англии, Франции и других стран он начался в условиях сохранения господства феодально-крепостнической системы;

- он начался в России относительно поздно, а его завершение пришлось уже на последнюю четверть века;

- до отмены крепостного права он проявлялся в основном в чисто технической стороне (переходе к машинному производству), в то время как появление и неуклонным рост новых социальных слоев (промышленной буржуазии и промышленного пролетариата) шел с трудом и выпал в основном на пореформенный период.

К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 000 промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих.

Промышленный переворот сперва начался в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 50-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретен. В металлургии начали появляться прокатные станы. Делались первые опыты применения бессемеровского способа получения металла. Быстрыми темпами развивалось машиностроение (на промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х - начале 30-х гг. были представлены образцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки).

С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой - Царскосельской, построенной в 1836 г., - вскоре были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская (1851).

Развивалось пароходство на Волге, Днепре, Черном и Азовском морях. Однако, несмотря на то что в некоторых отраслях производства труд наемных рабочих практически вытеснил труд крепостных (например, к концу 40-х гг. в суконной промышленности практически уже не использовался крепостной труд), в ряде отраслей он продолжал оставаться доминирующим (на труде крепостных продолжала базироваться уральская металлургия, дававшая стране 82 % металла).

Следует признать и то, что начало промышленного переворота не привело к преодолению технико-экономической отсталости России. В отличие от промышленности сельское хозяйство развивалось по старинке, медленно. Ни помещики, ни крестьяне не могли уже обойтись без промышленных товаров. Чтобы купить что-то необходимое, они были вынуждены продавать свои продукты на рынке.

Между тем доходность помещичьих имений при сохраняющемся господстве крепостного труда и отсталой технике оставалась низкой. Некоторые помещики пытались рационализировать свое хозяйство: выписывали заграничные машины, внедряли новые приемы обработки земли, разводили породистый скот. В некоторых губерниях они стали прибегать к вольнонаемному труду, дававшему большую отдачу. Но повсеместного развития эти попытки не имели - не хватало свободных рабочих рук.

Большинство же помещиков вели хозяйство по старинке. Единственное средство увеличить свои доходы они видели в увеличении оброка и барщины. Это вело, в свою очередь, к разорению новых и новых крестьянских хозяйств, что подрывало в итоге экономические основы феодальной системы.

Тем не менее проникновение в сельское хозяйство товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению стимула для крестьянского производства. Стремительными темпами происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой нищих и обездоленных рос слой "капиталистов" крестьян, занимавшихся торговлей, ростовщичеством, вкладывавших свои деньги в промышленное производство. Из богатых крестьян выходили крупные предприниматели, которые выкупались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Прохоровых, Гарелиных и др.

Министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику покровительства развитию отечественной промышленности и торговли, хотя и выступал против "неоправданных" расходов (например, против железнодорожного строительства, которое, по его мнению, было экономически невыгодно России).

В 1839-1843 гг. он провел денежную реформу, согласно которой главным платежным средством становился серебряный рубль (на который по первому требованию можно было обменять бумажные ассигнации), что укрепило финансовую систему страны.

Качественно новые явления произошли в эти годы в развитии Российской торговли. Вместо традиционной ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, начинает развиваться постоянная торговля, являющаяся ярким показателем общества индустриального. В 1852 г. объемы торговли на крупнейшей в стране Нижегородской ярмарке составил 57 млн ру6., а в Москве, где ярмарок не было, объемы торговли превысили в это время 60 млн ру6.

Растут и суммы, которые население может использовать для покупок. В начале века они составляли на каждого жителя России в среднем 17 копеек. Через 50 лет увеличились уже до 20 рублей.

И все же спрос на продукцию промышленности в условиях крепостного права, обнищавшего крестьянского хозяйства рос медленнее, чем это было возможно. И это тормозило промышленное развитие страны.

Продолжала расти и внешняя торговля. За годы правления Николая I ежегодные обороты внешней торговли выросли с 67 млн ру6. серебром до 94 млн ру6. Постепенно, по мере развития отечественной промышленности, менялся и ассортимент ввозимых товаров: больше стало ввозиться машин и оборудования, сырья, меньше - готовой продукции. Сокращался традиционный вывоз из России металла и льняных изделий, зато неуклонно поднимались объемы вывоза хлеба. В то время как быстро насыщающийся европейский рынок меньше нуждался в российских товарах, год из года расширялся для нашей торговли рынок азиатский.

В первой половине XIX в. число городов выросло с 630 до 1032, а численность городского населения увеличилась с 2,8 млн до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были столицы - Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва ( с 275 тыс. до 462 тыс.). Новые города в основном создавались по "периметру" страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых была колонизация огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1812), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Петровск-Порт (Махачкала, 1852), Николаевск-на-Амуре (1919) и др. Статус города обрели Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходило смещение населения из северных городов ко вновь возникшим южным, расположенных в более благоприятном климатическом поясе. Начавшийся промышленный переворот вызвал к жизни формирование фабричных центров, которые не обладали правами городов, но выполняли их функции. Современники называли их "истинными городами". Некоторые фабричные центры становились новыми городами. Например, в 1844 г. фабричное село Павлово Московской губернии стало городом Павловским Посадом. Ядро будущих городов возникло в формирующихся новых центрах российской промышленности (в Поволжье, на Кубани, в Ставрополье, на юге Урала и Сибири) и фортах и крепостях, возникающих на новых территориях империи (в первую очередь на Кавказе и в Средней Азии).

Таким образом, к середине 50-х гг., к окончанию правления Николая 1, промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедряя технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от нее в развитии новых форм и методов хозяйствования в силу господства феодально-крепостнической системы. К упадку земледелия вел массовый перевод крепостных на оброк, что вело к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли, на которых почти половина крестьян была "бобылями", "безлошадными", "огородниками". В первую очередь, это вело к росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54 % своих хозяйств). Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и позитивные показатели в экономике страны отражали не стабильность существующей системы, а ее агонию. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России.




Спасибо за предоставленную информацию





Карта сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free