Человек
владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное
прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец, воплощением самых дерзновенных
замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны
феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом,
все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные
тайны нашей духовной жизни.
В
течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и
возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру
величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о
первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной
реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если
идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность,
единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из
материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой
проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и
отражением внешнего мира.
Сознание
современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового
развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений
людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том,
как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и
естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции
психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения
разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы
просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых
организмов без наличия свойства отражения у всей материи.
Отражениеесть
всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и
отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее
проявления зависят от уровня организации материи. Особым и неотъемлемым
свойством отражения у живого организма являются раздражимость и
чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий
внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.
Отражение
во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и
кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных
систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом
взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической
деформации, в общем же случае - как внешняя реакция или как взаимная передача
энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой
процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств
отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс.
Информацияесть объективная сторона процессов
природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах
реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных
процессах.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность
опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет
информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле
мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо
всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства
материи.
Выше
было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия
воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть
результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся
в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он
включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе,
остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное
отражение. Оно осуществляется в форме механических и
физико-химических изменений.
По
мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших
организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на
воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость
характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение,
животное приспосабливается к окружающей среде.
Прошли
многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко
организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха,
зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства
объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало
возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная
система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.
Высшей
формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его
целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним
миром) и психическая деятельность позволили животным не только
приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять
внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Как показали
исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы
головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой
формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия,
“впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного,
“предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.
Сознание - высшая
форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Поэтому сознание
можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознанию
человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя
из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от
психики самых развитых представителей животного мира.
Следует
заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам
движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой
природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения
материи.
Процесс становления человека был
процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов
сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция
высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.
Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным
признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле,
положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек
значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил
их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился
изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец,
человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще
большую высоту.
Решающая
роль трудовых операций в формировании человека и его сознания состоит в том,
что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа
труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с
предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу.
Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала
орудием исполнения воли головы. В процессе развития трудовой
деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика
практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику
мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к
делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления,
и средства достижения этого результата.
Ключ
к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его
сознания заключается в одном слове - труд.
Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же
время оттачивал лезвие своих умственных способностей.
Вместе
с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.
Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы
элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение
трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают
связь своих действий. Формирование сознания человека связано с
возникновением общественных отношений,
которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе
потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Язык
также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле
слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают
голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все
эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат
выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и
т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.
Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент
ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это
была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи
идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Мимико
- жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших
животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.
Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей
появилась необходимость что-то сказать друг другу. Физиологический механизм
образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации
звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами
и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств
и отношений.
Сущность
языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения
и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем
существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная действительность
мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная
основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с
помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.
Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством
языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает
процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства
и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его
лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее
уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность
своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве
определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением
действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия.
Через сознание язык в конечном счете выражает структуру бытия. Но единство -
это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание
отражает действительность,а язык обозначает ее и выражает
в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны
были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет
на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в
одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления
от языка не является абсолютной.
Состояние
проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит
еще множество интересных аспектов для исследования.
Понятие
“сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое
отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно
осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают
его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В
более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Способ, каким
существует сознание, это - знание.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей
имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности
понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро
сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в
фокусе сознания.
Воздействующие
на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли,
идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться,
бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество
- этоне холодно-рассудочное, а страстное искание
истины.
Без
человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности
включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к
внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое,
подавленное и т.д.) и аффекты(ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания.
Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека -
потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира
содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание
не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект. Наши
намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
Человеческий
мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это
самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав
целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его
внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты
неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание -
функция человеческого мозга?
Прежде
всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень
сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить
органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека,
сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет
собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени
организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.
Нормальная психика невозможна вне нормально
функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается
утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры
сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры
левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование
геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир
личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек
систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные
данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной
деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя
отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими,
физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом
сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и
не существует помимо них.
Отражение
вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения
в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие
отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на
него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый
образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.Идеальное
есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и
преобразованное в ней.
Духовный
мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить
какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто
еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет
существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем,
мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то
“недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не
материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества есть
внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя
сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному
миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств.Всякое
ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
Сознание и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его является практика,
чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического
сознательного отражения действительности.Необходимость сознания, и
при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях
самой жизни.
Человек отражает внешний мир не в
пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей
деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как
такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое
преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно так или иначе
практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.
Идея - это не только знание
того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это
понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая
деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с
потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь
в голове человека, приобретают характер цели.
Цель - это
идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Цели
формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до
высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических
идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая
способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание
стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания,
то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с
общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной
деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В
основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность
миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые
человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной
практикой, объективным миром.
Но
человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но
и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми
своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я”
и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом
причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая
мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления.
Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая
устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание
активного, творческого характера сознания является необходимым требованием
понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории.
Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные
люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и
отражаясь в его сознании, превращается в идеальное.
Активность
свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному
сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами,
становятся “материальной силой”.
Сознание
невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение
“субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен
быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной
жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру,
которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и
быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным
сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же,
как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой
духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может
оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать
те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы
преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала
овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а
общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и
просуществовать ни одного дня и часа.
Сознание
реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие
только при условии одновременного активно-творческого преобразования
его. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в
частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и
даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и
т.п., выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но
подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность
воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в
способности сознания правильно отражать бытие.
Итак,
сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой
единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса. А поэтому
общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно
способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически
сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно
необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот
факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское,
теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что
каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и
составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И
поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и
“общественное”.
Обладая
объективной природой и своими законами развития, общественное сознание может как
отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного
общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может
играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма
его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания
способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над
индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения действительности, которое накоплено человечеством
веками и вне которого невозможно становление личности.
В
заключение рассмотрения темынастоящей работы необходимо резюмировать
все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1)
Сознание - высшая
форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано
с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2)
“Ядром”
сознания, способом его существования является знание.
3)
Формирование
сознания связано с возникновением труда.
4)
Необходимость
труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык
оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5)
Сознание -
функция сложнейшей материальной, физиологической системы -
человеческого мозга.
6) Сознание
имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое
целое.
7)
Сознание
обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность.
Оно активно.
Список литературы.
1)
Семинарские
занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.
Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2)
А.Г.
Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. -
М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3)
Введение в
философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.
- 458 с.
Карта сайтаКонтакты Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.