Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов и курсовых
РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ
В Японии
исторически укрепились и доныне продолжают господствовать две религии: шинтоизм
и буддизм. Первая из них – чисто национальная, вторая – занесена в Японию, как и
в Китай, извне.
Древнейшая религия.
Древнейшая
религия японцев – до объединения страны в первые века н. э. – отражала
патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать
и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании
семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками. Слово «ками»
буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это
первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в
образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены
каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали,
но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств.
Шинтоизм и буддизм.
Старая
традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия,
стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – «путь ками»,
то есть «путь местных богов», или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в
европейские языки.
Шинтоизм
подвергся сильному влиянию буддизма. Шинтоистские жрецы постепенно
организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам
начали строиться и шинтоистские храмы, хотя и более простые; шинтоисты стали
делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения; в древности
умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии начали постепенно сближаться.
Внутри буддистских храмов отводили уголки для шинтоистских богов – ками; иногда
этих ками даже просто отожествляли с буддистскими божествами. С другой стороны,
и шинтоистский пантеон пополнялся буддистскими
божествами.
С конца XII в. военно-феодальная аристократия
захватила всю власть в стране в свои руки, оставив императорам только
религиозные функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком
богини Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех
светских дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии.
Аристократические кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов
пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с этой
целью обращали своих подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне,
разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно крестились. Но уже с
конца XVI в. крупные феодалы, объединившие
Японию, начали преследовать христианство, изгонять миссионеров. Они стремились
опереться на старые японские традиции, отрешиться китайско-корейских влияний.
Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой
шинтоистской религии.
«Переворот
Мейдзи» 1867-1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с
засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию
шинтоизма. Это было вполне естественно, так как именно шинтоизм проповедует божественность императорской
власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить
шинтоизм единственной религией Японии.
Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс.
Тогда было решено более резко разделить обе религии: из шинтоистских храмов были
удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не
удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода
вероисповедания.
С этого времени
чистый шинтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные
праздники, обряды – шинтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются:
например, рождение детей сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают
покровителю шинтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках
буддистских бонз.
Сущность шинтоизма.
В отличии от
буддизма с его сложной и тонченной религиозно-философской догматикой, шинтоизм
до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.
Шинтоизм тоже
не един: он делится прежде всего на официальный храмовый шинтоизм и сектантский шинтоизм. Храмовый шинтоизм был
до конца второй мировой войны государственной религией Японии. Главный стержень
его – догмат о божественности императорской власти. Император – потомок богини
Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле.
Дворец императора – святилище. Гробницы умерших императоров также делаются
святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с
днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного
Дзимму-тенно.
Шинтоистские секты очень многочисленны – их насчитывают многие десятки.
Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно
различаются между собой. В одних ясно видны пережитки примитивных культов.
Таковы, например, «горные» секты – дзикко-кё, фусо-кё, митаке-кё: кё значит
сообщество, секта, с их подчеркнутым культом горных вершин как местопребывания
богов. В других заметно влияние буддизма, конфуцианства.
Крупную роль в
шинтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в
Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками, и глава семьи, глава
рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется
семейный алтарь – ками-дана – с небольшим шкафчиком для табличек
умерших.
Объектом
публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные.
Этих божеств и духов великое множество: в текстах говориться о 8 миллионах ками:
число «8» – святое у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня
солнца), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель
земледелия). Видное место в шинтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры
и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места,
особенно горы; среди них на первом месте – Фудзияма. Сохранились следы древнего
культа животных, особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и
пережитки фаллического культа.
Шинтоистский
культ очень прост: он сводится к произнесению молитвенных формул – норито – и
принесению жертв (рис, овощи, рыба и т.д.). Но в нем есть и черты шаманизма:
обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они
могли общаться с божеством. Важную роль в шинтоистском обряде играет обрядовая
чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся же
с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год,
30 июня и 31 декабря, устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым
же в шинтоизме считается особенно кровь и все связанное со
смертью.
Религия в современной
Японии.
Поражение
Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов
пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные американские власти издали в
1945 г. «директиву» об отделении шинтоистской религии от государства. 1 января
1946 г. микадо обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную
доктрину о божественности императора и о превосходстве японского народа над
всеми другими народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все
публичные церемонии микадо и религиозное воспитание в школах. В
неприкосновенности был оставлен лишь придворный
культ.
В современной жизни
Японии религиозность проявляется главным образом в соблюдении традиционных
обрядов,особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих,
но отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище.
Карта сайтаКонтакты Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.