Глава 2
История психодиагностики.
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а так же периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.
Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.
Основоположники и последователи различных психологических школ по разному отвечали на запросы практики.
Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма складывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды стремиться изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.
Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.
Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).
Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х - 40-е годы, когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной. Подавляющее большинство наиболее распространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период. Наконец в 40-е - 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е годы.
В нашей стране начиная с работ Г.И.Россолимо (1910-е г), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространение которых приняло в 20-х начале 30-х годов массовый характер. Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а также ее практического применения. Возвращение психодиагностики в советскую психологию произошло лишь в конце 60-х начале 70-х годов.
ГЛАВА 3
Методологические основы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:
1) Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;
2) Каким способом зафиксировать их наличие.
По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию - появление все новых и новых отраслей психологии.
Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:
1) принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);
2) принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
3) принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);
4) принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).
Результат работы психолога в области теоретической психодиагнностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.
Другими словами, психодиагностическая методика - решенная психологическая задача, где есть способы получения психологической информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов - тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.
Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную степень достоверности.
ГЛАВА 4
Компьютерная психодиагностика
Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями. Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой несколько важных, с точки зрения развития практической психодиагностики, эффектов:
? автоматизация рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных;
? проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки, как результат оперативности обработки информации;
? реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, по-новому организовать стимульную последовательность, регистрировать ранее недоступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.д.;
? создание новых алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта.
Все перечисленные эффекты имеют место только при использовании в психодиагностике компьютерных технологий.
Большое количество положительных черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Изменение условий психодиагностического эксперимента, пусть и в лучшую сторону с позиции стандартизации, требует обязательной проверки компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному аналогу - “ручной” технологии. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером у испытуемого могут возникать, например, эффекты “психологического барьера” или “сверхдоверия”. Поэтому автоматизированные системы психодиагностических исследований должны подвергаться рестандартизации.
Общий взгляд на структуру психодиагностического исследования как взаимодействия экспериментатора и сложных информационных потоков позволяет выделит три основных направления развития компьютерной психодиагностики:
? создание развитых баз психодиагностических данных;
? разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации;
? построение интеллектуальных психодиагностических систем
Базы психодиагностических данных
Основная задача баз данных - унификация внутреннего представления разнотипной информации и устранение дублирования информации.
Во-первых, базы данных позволяют накапливать и хранить практически неограниченное количество информации и данных. Во-вторых, базы данных позволяют проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов.
Компьютерные методы анализа психдиагностических данных
Компьютерный анализ данных - обширная область, включающая в себя совокупность методов и средств извлечения из упорядоченных определенным образом данных информации для принятия решений.
Современные компьютеры с их способностью выполнять большой объем счетных и логических операций дают возможность использовать более совершенные подходы к анализу данных и конструированию тестов, позволяют полнее учитывать сложную структуру психодиагностической информации.
Интеллектуальные психодиагностические системы
Современные компьютеры берут на себя не только значительную часть труда программиста, но и учатся “думать” в самых различных предметных областях. Это направление сформировалось в 80-е годы на основе исследований искусственного интеллекта и известно как производство интеллектуальных систем. Интеллектуальные системы предназначены для выполнения на компьютере таких практических задач, которые называются интеллектуальными, если они выполняются людьми. Примерами интеллектуальных являются задачи понимания и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, анализа, синтеза и обработки изображений, перевода с одного естественного языка на другой, принятия решений в условиях изменяющегося окружения и т.п.
Примером интеллектуальной психодиагностической системы может служить отечественная разработка, обозначенная авторами как 17ЛФ. Она отличается от своего предшественника - теста 16PF Р.Кеттела существенной модернизацией. В ней , в частности:
? скорректированы пункты оригинальной методики;
? осуществлена полная психометрическая адаптация теста;
? повышена надежность шкал опросника за счет учета вклада ответа на один вопрос в несколько факторных шкал;
? используются приемы управления стратегией испытуемого с помощью психологической обратной связи (контроль балла “лжи” и возврат к первому вопросу теста при превышении определенного порога) и т.д.
Заключение
Говоря о психодиагностике как отрасли прикладной психологии нельзя не сказать о том, что помимо методического обеспечения она подразумевает и умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях(ситуация клиента, экспертиза и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставление клиенту обратной связи о результатах; а также профессионально-этические стандарты и требования к диагносту. Последние подразумевают профессиональную компетентность; ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничения доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам; соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента о получении информации о целях и основных результатах обследования.
Соблюдение принципов психокорекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.
Список использованной литературы:
1.Психологический словарь, М., 1996
2.Шнейдер Л.Б., Основы психодиагностики, М., 1995
3.Абрамова Г.С., Введение в практическую психологию, Екатеринбург, 1995
4.Основы психодиагностики, под.ред. Шмелева, Р-н-Д, 1996
5.Дюк В.А., Компьютерная диагностика, С-Пб, 1994
6.Немов Р.С., Психология, М., 1995, т.3.