Все темы по истории России с древнейших времен с ответами на большинство вопросов.

  
      
Почему Запад против России?
Правило жизни по-русски: Пирамида или крест? Новая книга
  

Новости медицины и общественной жизни, бесплатные рефераты и курсовые. Интересные факты и полезная информация.


Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых
 

Россия в 19-м веке


Чем отличалось общественное движение 30-50-х гг. в 19 веке в России от организаций и кружков предшествующего периода?


В середине 19-го века Россия стояла на великом историческом повороте от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Это определяло идейную позицию передовых людей того времени. Главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему.

В отличие от предыдущего этапа своего развития общественное движение России 19 века имело несколько характерных особенностей:

- оно развивалось в условиях усиления политической реакции, вызванной восстанием декабристов;

- характеризовалось окончательным разрывом революционного и правительственного направлений;

- впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию;

- впервые в качестве особого течения оформился российский либерализм;

- участники общественного движения не имели никакой возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Лидером российского консерватизма стал президент Российской Академии наук граф С. С. Уваров. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличают Россию от Запада.

Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала, по его мнению, единство объединенного вокруг царя народа (6ез его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д.). Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом от крушения России.

Крупнейшими теоретиками консервативно-охранительного направления были также историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, литераторы Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они были уверены в исключительности исторического пути России и убеждены в том, что именно он обеспечит стране процветание.

Российский лuберализм был представлен в эти годы взглядами кружков западников u славянофилов. Идеологами западничества были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. К левому крылу западников первое время относились А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Западники считали, что мировая цивилизация едина и искусственное вычленение из нее какой-либо страны ведет не к блаry, а к загниванию. 3ападники считали, что Россия к 19 веку стала цивилизованным государством лишь благодаря Петру Великому, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к европейскому Западу и образовать вместе с ним "единую общечеловеческую культурную семью".


Славянофилы, наоборот, подчеркивали самобытность каждого, в том числе и русского народа. Они видели ее в особенностях русского православия, специфике государственного и общественного быта. С этой точки зрения они крайне негативно оценивали реформы Петра I, считая, что они повели Россию в сторону, по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, вело к постоянным общественным неурядицам и катаклизмам. Главной задачей, стоящей перед Россией в 19 веке, они считали возвращение русской истории "в старое, самобытное состояние".

Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из русской жизни (вместо "галоши" предлагали говорить "мокроступы" и т. п.). Теоретиками славянофильства были публицисты братья И. С. и К. С. Аксаковы, публицисты братья И. В. и П. В. Киреевские, философ и публицист Ю. Ф. Самарин, философ и писатель А. С. Хомяков.

Несмотря на многие принципиальные отличия западничества и славянофильства, в этих течениях было немало и общего:

- убежденность в необходимости преобразования российской действительности;

- надежда на то, что инициатором реформ выступит Bepxoвная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

- уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

- критическое отношение к крепостному праву, засилью бюрократии, подавлению прав и свобод личности;

- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

Конец 20-х - начало 30-х гг. 19-го века можно назвать кружковым периодом общественного движения в России. Образуемые небольшие кружки (самой различной идейной направленности) быстро раскрывались и ликвидировались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу. Изменился и состав участников подобных организаций. Если прежде это была, как правило, военная молодежь, представители высших слоев общества, то теперь - студенчество, состоявшее из представителей различных социальных групп. В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских из Московскоrо университета. В 1831 г. - кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания. В 1834 г. был раскрыт кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.

Одним из либеральных кружков, в котором были представлены и западники, и славянофилы, был кружок, объединившийся в 1833 г. вокруг молодого философа и литератора Н. В. Станкевича. В нем были объединены такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский, братья И. В. и П. В. Киреевские, М. А. Бакунин. Вскоре после отъезда Станкевича за границу на лечение кружок перестал существовать.

И западники, и славянофилы (несмотря на свою близость идеям официальной народности) не могли свободно выражать свои взгляды. Оба направления либерального движения вызывали подозрения и преследования правительства. Но более сильно преследовалось западничество. Наметившееся еще в декабристских организациях расхождение либерального и революционного русского общественного движения окончательно произошло в 40-50-е гг. 19-го века. Его особенностями в эти годы были:

- утрата надежды на реформирование России "сверху" в результате сотрудничества верховной власти и общества;

- обоснование правомерности и целесообразности революционного насилия в интересах осуществления перемен в обществе;

- выдвижение в качестве идеологии будущей революции и контуров устройства страны идей утопического социализма.

Каждый революционер-идеолог понимал социализм пo-cвоему, но для всех едиными были идеи социального равенства, гражданской свободы, ликвидации самодержавия и крепостничества. Наиболее характерна с этой точки зрения теория "общинного социализма" А. И. Герцена, оформившаяся к середине 50-х гг. Он считал, что исходным пунктом социалистического переустройства российского общества является крестьянская община с ее коллективным самоуправлением и землепользованием. Эти взгляды оказали решающее воздействие на дальнейшее развитие социалистической мысли в трудах Н. Г. Чернышевского, народников, а позже - российских социал-демократов.

Одной из известных революционных организаций был кружок, объединившийся вокруг Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского, работавшего в Министерстве иностранных дел. В нем собирались не только чиновники и офицеры, но и представители литературных кругов, учителя. Их объединяло стремление добиться отмены крепостного права, ограничения самодержавия, реформы судопроизводства. На своих встречах участники кружка обсуждали работы французских социалистов, немецких философов, знаменитое письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, в котором содержалась резкая критика самодержавно-крепостнической России. Кружок был вскоре разгромлен, а его участники (в их числе был и Ф. М. Достоевский) приговорены к смертной казни. Лишь в последний момент царь заменил расстрел каторгой.

Репрессии против революционеров либо вынуждали их уезжать за границу (А. И. Герцен и Н. П. Огарев выехали в Лондон и выпускали там журнал "Колокол", направленный против самодержавного строя России), либо заставляли замолчать. Многие революционеры со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровались В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский.

Тем не менее революционное движение в России именно в 30-50-е гг. 19-го века получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и серией революций в Европе.

Особое место в общественной мысли и общественном движении этой эпохи занимает Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - крупнейший российский мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823-1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды. В своих "Философических письмах" (1829-1831) П. Я. Чаадаев говорил об "отлученности" России от всемирной истории ("Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его"), о духовном застое в России 19-го века и национальном самодовольстве, которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале "Телескоп" (1836) он был "высочайшим повелением" объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в "Апологии сумасшедшего" (1837), он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.

Главным итогом развития общественного движения 30-50-х гг. стало широкое распространение оппозиционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, а между властью и интеллигенцией впервые образовалась глубокая пропасть.


В чем состояли основные цели и задачи России на международной арене в 1825-1855 гг.? Какие из этого вытекали основные направления внешней политики? Каковы были ее результаты?


Оставаясь во главе Священного союза, Россия по-прежнему занимала центральное место в системе международных отношений. Двумя главными направлениями внешней политики Николая I были борьба с революционной опасностью в Европе и "восточный вопрос" (стремление укрепить свое влияние в Каспийско-Черноморском бассейне, на Ближнем и Среднем Востоке). В 1830 г. Николай подавил восстание в Польше, а затем по просьбе австрийского императора - революцию в Венгрии (1849), за что стал именоваться в кругах интеллигенции "жандармом Европы". В период революций во Франции (18З0 и 1848) и Нидерландах (1830) Николай выступил с призывом к европейским странам совместным вооруженным выступлением подавить "революционную заразу". Однако поддержки в этом он не нашел: слишком выросло бы в таком случае и без того большое влияние России в Европе.

В стремлении ослабить Османскую империю Николай I всемерно поддерживал освободительное движение балканских народов. Все это не могло не затрагивать интересов других европейских стран, обеспокоенных значительным усилением России в 19 веке со времен разгрома Наполеона, в первую очередь - Англии и Австрии.

После получения в Тегеране известий о междуцарствии в Петербурге, иранский шах решил, что наступил подходящий момент вернуть территории, отошедшие к России по Гюлистанскому договору (1813). В этом стремлении его активно поддержала Англия. Была собрана большая армия для удара по российскому 3акавказью, а средИ коренного населения Восточного Закавказья велась подготовка к восстанию против русских властей.

Наступление иранской армии было неожиданным для России. Прежде чем главноуправляющий на Кавказе генерал А. П. Ермолов успел принять меры, армия Аббаса Мирзы сумела захватить южную часть Закавказья и двинулась в Восточную Грузию. Однако уже через месяц войска генерала Ермолова сумели полностью освободить захваченные территории и перенести войну на территорию Ирана.

Назначенный новым командующим кавказскими войсками И. Ф. Паскевич в 1827 г. предпринял успешное наступление на Эриванское и Нахичеванское ханства. Вскоре русская армия захватила Тавриз. Дорога на столицу Ирана Тегеран была открыта. В этих условиях шах согласился заключить мир на предложенных Россией условиях.

По заключенному в Туркманчае договору (1828) к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства и признавалось исключительное право России иметь военный флот на Каспии. Шах должен был заплатить 20 млн рублей в качестве контрибуции. Такие итоги войны наносили сильный удар по позициям Англии в Закавказье и развязывали руки Николаю I в отношении Турции.

Сразу после окончания войны с Ираном Россия объявила войну Турции. Боевые операции развернулись не только на Балканах, но и на Кавказе. В то время как 100-тысячная армия П. Х. Витгенштейна заняла дунайские княжества, на Черном море была блокирована принадлежавшая туркам Анапа. 11-тысячный отряд Паскевича тем временем двинулся к Карсу. Предполагалось, что война еще до наступления зимы закончится под стенами Константинополя. Однако на Балканах русские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Лишь на Кавказе им сопутствовал успех: за три месяца Паскевичу удалось занять Карский, Ахалцихский и Баязетский районы, а также Анапу, Сухум-Кале (Сухуми) и Поти. Лишь З0 мая 1829 г, новый русский главнокомандующий балканской армией генерал И.И. Дибич дал генеральное сражение, закончившееся разгромом и бегством остатков турецкой армии. Вскоре он был уже у ворот Константинополя. В то же время Кавказская армия, одержав ряд новых побед, готовилась к новому наступлению.

Обеспокоенные европейские державы оказали давление на султана, чтобы предотвратить захват Константинополя и полный разгром Турции. 2 сентября 1829 г. был подписан Адриано польский мирный договор, по которому Россия получала устье Дуная, восточное побережье Черного моря от устья Кубани до порта св. Николая и территорию Ахалцихского округа. Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран. Признавалась внутренняя автономия Греции, Сербии, Молдавии и Валахии. Адриано польский мир сильно укрепил позиции России на Балканах. Османская империя хоть и сохранилась, но попала в определенную зависимость от России.

Позиции России в Турции еще более усилились после подписания в 1833 г. Ункяр-Искелессийского договора, который устанавливал не просто дружественные, а союзнические отношения между двумя странами. Турция обязалась не пропускать через проливы военные суда европейских государств, а Россия гарантировала ей в случае необходимости помощь войсками. Заключение Россией в 19 веке этогo договора сделало отношения между Россией и Англией враждебными. Стремясь ослабить роль России на Кавказе, Англия попыталась использовать национально-освободительное движение горских народов, оказывая ему помощь оружием и военными инструкторами. В ноябре 1836 г. русские сторожевые суда задержали английскую шхуну, выгружавшую оружие для адыгских племен. Она была конфискована и включена в состав Черноморского флота. Этот инцидент поставил обе страны на грань войны.

Вскоре разразилась "торговая война" между Англией и Россией в странах Востока (в первую очередь в Иране и Центральной Азии), где англичанам удалось ослабить позиции русских купцов. В 1837 г. разразился новый кризис в отношениях между Россией и Англией, на этот раз за влияние в Афганистане.

В 1839-1841 гг. Англии удалось ослабить влияние России в Турции: гарантами безопасности этой страны становились теперь все ведущие европейские державы, а Босфор и Дарданеллы были закрыты для всех военных судов (включая Россию). Усиление экономической и политической экспансии Англии создавало угрозу позициям России в этом регионе и вынуждало ее проводить здесь более активную политику, опасаясь усиления английского влияния, царское правительство приняло меры к усилению своего влияния в районах казахских кочевий. В 30-е годы была уничтожена xaнcкaя власть в Малом и Среднем жузах (Западный и Северный Казахстан), а их территория разделена на административные округа во главе с русскими чиновниками. В 30-40-е гг. велось активное строительство укреплений в этом регионе. Усилилось проникновение русских военных отрядов в сторону Семиречья и оз. Балхаш. Вскоре русскими военными отрядами были основаны крепости Копал и Верный (Алма-Ата).

В сферу интересов России попали также Хивинское, Кокандское и Бухарское ханства. Особенно острыми были отношения России и Хивы. Ее жители нападали на русские купеческие караваны, обращали в рабство захваченных пленников. Но самое главное - они также стремились подчинить себе казахские земли. В этом стремлении Хиву поддерживали англичане.

В 1839 г. после семимесячной подготовки из Оренбурга в сторону Хивы выступил экспедиционный отряд (5 тыс. солдат с несколькими орудиями и обоз с продовольствием на 10 тыс. верблюдов) во главе с оренбургским генерал-губернатором В. А. Перовским. Его задача состояла в том, чтобы "восстановить и укрепить значение России в Средней Азии". Для похода специально были выбраны зимние месяцы: Перовский боялся летнего зноя и болезней. Однако зимний переход оказался не лучше. Сильные морозы и массовые заболевания, бескормица для верблюдов привели к тому, что через два с половиной месяца поход был прекращен. Неприятель так и не встретился. Экспедиция не удалась. Завоевание Хивы и соседних с ней территорий было отсрочено на несколько десятков лет.





Спасибо за предоставленную информацию





Карта сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free