|
Каковы были основные направления национальной политики России в 90-е гг. XX в.? Какие были на этом пути успехи и просчеты?
Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства, национальной и внешней политики России. Строительство обновленной федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х гг.
В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах. Но оно вместе с тем усилило национальные движения.
Национальные движения в Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Туве, Чечне и других республиках на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Инryшетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен.
В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России. Все это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора. Предстоял долгий и трудный процесс "собирания России".
В чем состоял смысл Федеративного договора? Речь шла о том, чтобы предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного.
Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.
Конститyция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.
Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не моryт противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон.
Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.
Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них.
Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.
Согласно национальной политики 90-х гг., принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввелa собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.
Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и значительным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составлявших 85 % населения России.
О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Эти процессы образно называют "суверенизацией" краев и областей.
Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.
Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматичный характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению "чеченской проблемы".
Дo лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной "Чеченской Республики Ичкерия" Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале "священной войны с Россией за независимость".
1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994г. федеральные силы вошли в Чечню.
К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили тeppopoм: захватили почти три тысячи заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.
Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей.
Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр пойти на переговоры. Результатов они не принесли. В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.
В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Они учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства. Но преодолеть все противоречия и решить все проблемы в национальной политики не удалось. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал все большее значение. Оживилось русское Национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.
Национальный вопрос и задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной ив самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошел СССР. Снижение экономического и политического значения центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без yчaстия федеральной власти. Неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны. Возникла ocтрая необходимость изменения национальной политики.
Как изменились после распада СССР место и роль России в мире? Как это влияло на пересмотр ее внешней политики?
С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась "холодная война", ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав - СССР и США.
Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность Вооруженных Сил в первую очередь на западном направлении.
Приведем пример. К середине 8O-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. - 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии - 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.
Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию и внешнюю политику, отвечавшую ее национальным интересам.
Как строились в 9О-е гг. внешняя политика России со странами Запада?
У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны. Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада.
Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана Кэмп-Дэвидская декларация о прекращении состояния "холодной войны": "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников", их отношения "характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".
В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных Boopужений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66 %. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе HATО "Партнерство во имя мира", которая предполагала возможность военного сотрудничества.
Перемены во внешней политике привели к тому, что "Большая семерка", объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до "восьмерки" - в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч "без галстуков" президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализация международной обстановки.
Однако внешняя политика России в то время, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнеров прозвали "господином Да" (в противоположность министру иностранных дел СССР А. А. Громыко, получившего за чрезмерную неуступчивость прозвище "господин Нет"). Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией.
В России это поняли далеко не сразу. К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство в своей внешней политике заявило о приверженности идее многополярного мира - мира, в котором безопасность строится не на силе, а нa праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.
Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г. Отчуждение между Россией и странами 3апада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове. Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.
Какое место в российской внешней политике после распада СССР заняло восточное направление?
В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. По мнению министра иностранных дел А.В. Козырева, "выпячивание восточного направления нашей политики.., превращает евразийство в азиатчину...". События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.
С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись встречи на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом. В добыче нефти с Ираном, в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.
Роль России во внешней политике заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.
В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.
Какова была роль России в образовании и деятельности СНГ?
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача - не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.
Руководство России в своей политике сумело избежать двух опасных крайностей - попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ)).
С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993)и Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности ( 1992-1994).
Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г,, создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества - экономическyю, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы смириться с воссозданием на новой основе единого мощноrо государственного образования или союза государств.
Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1998 г. оформился политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы. Сложились тесные политические и экономические отношения стран Средней Азии. Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Был подписан договор России и Белоруссии о формировании единого союзного государства.
Каковы были результаты российской внешней политики в 90-е гг.?
Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Новая Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.
Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.
Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.
Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место Новой России в мире, ее национальные интересы.
|