|
Семья - это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Семья - основной социальный институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.
Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.
Семья это – микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи – это благополучие общества в целом. С точки зрения общества благополучная семья – это когда созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, воспитательной и репродуктивной.
Социологи выделяют одиннадцать слагаемых благополучной семьи и семейного счастья:
- взаимопонимание между супругами
- отдельная квартира
- материальное благополучие
- дети
- уверенность в прочности брака
- интересный досуг в семье
- интересная работа
- соответствующее образование
- хорошее положение на работе
- хорошие друзья
- самостоятельность супругов
Это если брать в целом и общем. А в частности, среди этих условий есть те главные, которые крайне необходимы каждой семье.
В несчастных семьях, в отличие от счастливых, супруги, во-первых, неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам.
Во-вторых, плохо понимают чувства другого.
В-третьих, говорят слова, которые раздражают другого.
В-четвертых, часто чувствуют себя нелюбимыми.
В-пятых, не обращают внимание на другого.
В-шестых, чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии.
В-седьмых, ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.
В-восьмых, редко делают комплименты друг другу.
В-девятых, уступают чаще другого.
В-десятых, желают большей любви.
Итак, даже в условиях пронизывающих всю жизнь нашего современного общества отношений купли-продажи главные слагаемые семейного счастья оказались не материального, а духовного порядка. И здесь впору задуматься: а много ли семье надо?
По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много.
- Направленность на другого (т.е. умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания)
- Нормальное, бесконфликтное общение
- Доверительность и эмпатия (действительное сочувствие другому; эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающее к действиям в его пользу)
- Понимание друг друга
- Нормальная интимная жизнь
- Наличие Дома – именно с большой буквы: не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в целом, и каждый из ее членов в отдельности
Было проведено весьма интересное исследование 100 супружеских пар, отметивших свои серебряные свадьбы, в ходе которого супруги с 25-летним стажем совместной жизни ответили на три вопроса: какие черты мужа (жены) являются наиболее важными для семейного долгожительства? Что больше всего цементирует ваши семейные отношения? Что прежде всего необходимо вашим детям в их семьях для достижения “серебряных” и “золотых” рубежей?
В числе наиболее важных качеств оказались готовность прийти на помощь друг другу (первое место); добродушие, быстрая отходчивость (второе место); терпимость к недостаткам характера (третье); юмор (четвертое). Любопытно, что, по почти единодушному мнению опрошенных, рационализм, практичность, экономность в расходовании материальных средств не играют существенной роли в укреплении семейных отношений. Среди ответов на второй вопрос на первое место вышли дети (точнее, необходимость совместной заботы об их воспитании, обучении); на второе – совместные заботы о сегодняшнем дне, общая совместная деятельность (от заботы о детях и внуках до помощи и поддержки друзей, родственников и друг друга). Третье и четвертое места поделили между собой сексуальная совместимость и семейный досуг (интересы, увлечения, общий круг друзей). К числу главенствующих факторов “серебряного” или “золотого” упрочнения семейной жизни детей их “серебряные” мамы и папы отнесли духовную близость и психологическую совместимость между мужем и женой. Наиболее часто выдвигались такие условия прочности, как взаимопонимание, общность интересов, умение прийти на помощь друг другу в трудную минуту, терпимость, способность сохранять верность, не замыкаться в узком кругу своей семьи, иметь преданных и хороших друзей, не увлекаться накопительством и “вещизмом”.
В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью.
Традиционно главным институтом воспитания является институт семьи. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. Эмпатия– взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.
На страницах сайта представлены самые разнообразные статьи и материалы по взаимоотношениям внутри семьи, будь то православной или светской. Каковыми являются в современной жизни и какими должны должны быть отношения между мужем и женой, родителями и детьми? Мы хотели бы представить максимальную палитру мнений как со стороны священнослужителей русской православной церкви, так и профессиональных психологов, многодетных родителей. Осуществлена специальная подборка бесплатных курсовых и рефератов на темы, связанные с семьей, браком, самовоспитанием личности и характером человека.
Отдельно представлены профессиональные юридические советы о брачно-семейных отношениях по поводу расторжения брака, заключения брачного контракта и споров о воспитании детей. Также добавлены материалы о том, как получить и взыскать алименты, усыновлении и признании отцовства.
Для лучшего поиска мы сгруппировали материалы о семье, браке и семейной жизни.
Семейная педагогика: философия семейного воспитания
Нравственное воспитание ребенка в семье
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского
Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.
Структура личности и поведенческие типы
Развитие ребенка младенческого возраста
Роль семьи в подготовке детей к школе
Семья и психическое здоровье ребенка
Диагностика психологической готовности к школе
Психология подросткового возраста
Развитие в подростковом возрасте
Творческие способности детей дошкольного возраста
Развитие детей раннего возраста
Индивидуальный подход в воспитании детей
«Как создать семью?» Беседа со священником Алексием Дарашевичем
Прот. Александр Ильяшенко: Как строить семейные отношения?
Прот. Максим Козлов: О вступлении в брак.
Священник Павел Гумеров: Семейная жизнь. Как избежать ссор?
Брак — начало любви или конец свободы?
Прот. Валентин Дронов: Зачем нужны неудачи?
Восполнение любви. Для чего людям церковный брак?
Константин Пархоменко: Современная семья: между безответственностью и жертвенностью.
Матушка Христина: «В окружении 30 детей чувствую себя счастливой!»
Воспитывать беременную жену бесполезно
Главное — размягчить сердце ребенка. Беседа с психологом И. Медведевой
Церковь и дети: ребенок вырастает
Учите своих детей никому не завидовать.
Прот. Алексий Уминьский: Церковь и пустота. Что мы вкладываем в понятие православного воспитания?
Кто в доме хозяин, или как помочь мужу стать главой семьи?
Когда рождается третий ребенок
Кто в доме хозяин? Иерархия в православной семье.
Церковный союз. Брак – форма снисхождения к греху?
Час гнева – час безумия: Святитель Игнатий (Брянчанинов) о воспитании детей.
Какими же должны быть отношения супругов, для того, чтобы брак был долгим и счастливым.
А. И. Осипов: "Яблочко от яблони…"
Обучение и воспитание детей: «Поговорим как большие».
Советы семейного психолога и многодетной мамы.
Уметь прощать. Ольга Остроумова: О тех, кто умеет прощать.
Опыт усыновления: первые шаги.
Воспитание детей. Св. Лука Войно-Ясенецкий: "Блюдите, да не презрите единого от малых сих".
Царский путь и семейное счастье
Семейное планирование и экономия
|