Бесплатные курсовые и рефераты. Материалы по истории. Доклады
Образовательные материалы - курсовые, рефераты, доклады на prioslav.ru
Пирамида или крест - prioslav.ru
Мировая история - prioslav.ru
Интересное в мире - prioslav.ru
Земля миллион лет назад - prioslav.ru
Питание и продукты - prioslav.ru
Медицина и здоровье - prioslav.ru

Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых

Образование Древнерусского государства


1. Факторы обусловившие образование государства:

а) социальные;

б) внешнеполитические и экономические;

в) общественные;

г) "союзы союзов".

II. Социально-экономический строй.

1. Управление:

а) князь;

б) община;

в) вече;

г) система "старший город - пригороды".

2. Социальный строй:

а) феодализм.

3. Категории населения:

а) свободные общины;

б) смерды;

в) закупы;

г) изгои (свободные и зависимые);

д) челядь и холопы.

4. Вотчина.

5. Экономическое развитие.

6. Церковь.

III. Политический строй.

1. Князь.

2. Община.

IV. Внутренняя политика.

1. Занятие славян.

2. Князь и его дружина. Полюдье.

3. Вотчинная собственность.

4. "Правда Русская"

5. Социальная организация и система управления государством

6. Восстания и социальное волнение.

V. Внешняя политика.

1. Русско-византийские отношения.

2. Разгром Хазарского каганата.

3. Борьба против кочевников.

VI. Список использованной литературы


Формирование территорий российского государства в XVII, XVIII, XIX вв. по направлениям: Запад, Восток, Юг


I. Образование Древнерусского государства.

1. Образование. Факторы.

Из ряда существующих в исторической науке концепций образование Древнерусского государства и происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI в. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

б) внешнеполитические; Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного развития. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогаще­ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста.

в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол­гое время сохранялась первобытные демократи­ческие учреждения - народные собрания и со­вет старейшин: Но народное собрание превра­щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб­разования органов общественного самоуправле­ния в государственные органы. Военная демок­ратия постепенно перестала в военноиерархи­ческое правление-княжение. Органы обществен­ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада­ющей непосредственно с населением, отделен­ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост­раняющейся на определенную территорию. Воен­ный предводитель крупного союза племен прев­ращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест­никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру­емых масс и вела захватнические и оборони­тельные войны. Указанный процесс преобразо­вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов­ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочев­никами в Среднем Приднепровье произошло объ­единение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев.

г) "союзы союзов". "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об­разованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча­не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу­дарственном объединении, по своей вероят­ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

II. Социально – экономический строй. Управление.

В современной исторической науке сложилось традиция, изображающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про­тивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.

а) князь; В.Л.Янин и М.Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити­ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. М.П.Толочко пишет о том, что "верховным гла­вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". 0Фор­мирование территориальных связей, складывание города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма­териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996 г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от­живающего строя ищет пути решения этой проб­лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни­ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор­говых караванов.Можно сказать, что образ Со­ловья порожден эпохой формирования террито­риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от­чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо­минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла­димира. - Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". Эти убогие и нищие конечно, явле­ние нового времени - периода распада старого родоплеменного единства.


б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. В 980 г. Владимир, собрав огромную рать, пошел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат­ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град." Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произо­шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне". Князья, правившие в конце X на­чале XI вв. считались с растущей силой го­родской общины, стремились ее как-то убла­жить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян смерть Владимира, а сев на стол, соз­вал "кыян" и "нача даяти им именье". После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим кунами, и раздая множество". Крепнущая го­родская община держала в поле зрения и рели­гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. Особенно важно подчеркнуть причастность "лю­дей" киевской общины к учреждению христи­анство на Руси. Они присутствуют на совеща­нии по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". В одной из скандинавских саг говорится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. При решение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима­тельное отношение к городской общине станетеще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче­ние - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992 г. Любопыт­но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997 г. Владимир не сумел вы­ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бовой у него, печенег же множьство много". Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских расп­рях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни". Вои так­же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения яросла­вовых полков.

в) вече; Так начинался процесс формирования волостной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069 гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби­раются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по­ловцами и предъявляют князю требование о вы­даче коней и оружие. То есть проявляется не­зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069 гг. киевская об­щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня­жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М.Н. Тихомиров и Л.В. Черепин считали, что термин "людье киев­тии" обозначает торгово ремесленное население Киева. Б.Д. Греков писал о том, что "движение киевлян 1068 г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XI в., а и позднее трудно отделить городскую народ­ную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113 г. в Киеве". 530 0Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы­евстии?" Это не могли быть ни киевская бо­ярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш­ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок­рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име­ет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев." На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра­вителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с вра­гом, правят посольства. В событиях 1068-1069 г.г. вече вырисовывается как верховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.

г) система. Что касается системы "старший" старший город город «пригороды», то первые ее пригороды". Проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя­тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружину мою по городом на покоръм", и быть та­ко." Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города оз­начает распространение власти и на пригороды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: "Елико ляхов по городам, избиваибтея". И избиша ляхы." В летописном рассказе о со­бытиях 1068-1069 г.г. есть еще одна любопытная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью." Такого рода яв­ления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы сво­бодного населения за отправление ими общест­венных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. Все это способствова­ло выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мо­тивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием. Итак, под 1068-1069 г.г. летописец разворачивает выра­зительную картину деятельности киевский во­лостной общины. Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демокра­тизма социально-экономических отношений. Не­даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096 г. "Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло­жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от пога­ных." Олег, "послушав злых советников", надменно отвечая: "Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед­няя фраза говорит о многом. Во-первых, она намекает, что за "людьми градскими" скры­вались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле­дует что князь приглашался в Киев не только для выработки совместных действий против "поганых", но для разрешения межкняжеских споров, где "людям градским" наряду с епископами, игуменами и боярами предназнача­лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне" переходят к активным действиям, указывающим на широкие полномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече в социально-политическом механизме Киевской волости в середине XIIв. определяется не только его социальным составом но и тем кру­гом вопросов, который оно решало. В компе­тенции вече находились вопросы, касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенция распространялась даже на назначение судебно-административных "чинов".


Социальный строй.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классовфеодального общества слабо отражен в источ­никах. Это одна из причин, почему вопрос о характере и кассовой основе древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценить Древнерусское государство как раннеклассо­вое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. Большинство ученых поддерживают мысль акаде­мика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IXв. ведущей тенденцией в социально-экономическом разви­тии Древней Руси.

а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно­шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность." В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, меснык бояре. В X в. усиливается формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей. Фео­дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова­ний, так и за счет захвата пустующих земельи земель общинников. Феодализм также харак­теризуется и неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и вне­экономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео­дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собствен­ников земли в первые два столетия существо­вания государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом ма­териале. Это богатые погребения бояр и дружинников, останки укрепленных пригородных имений (вотчин) принадлежавших старшим дру­жинникам и боярам. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода­лы - князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати­ли дани и имели другие привилегии. Таким об­разом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Кроме фео­далов, в Киевской Руси существовали свобод­ные крестьяне - общинники, свободное го­родское население, феодально-зависимое население, рабы.

Категории населения. Свободные общинники.

Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли свободные общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да­ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля­ется для наименования широких слоев сельско­го и городского населения. Сохранения в те­чении длительного периода времени этого тер­мина в значении свободного населения указы­вает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраня­ли личную свободу.

б) Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право вла­дения самостоятельным хозяйством смерд пла­тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз­ных точек зрения на данную категорию населе­ния. Так, С.В.Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д.Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А.Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению С.А.Покровского, "смерд Русской Правды, как просто­людин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограничен­ный в своей правоспособности человек". М.Б.Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и фео­дально-зависимых."

в) Закупы. Распространенным термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Прост­ранная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу­ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку­пу земельный надел, а также сельскохо­зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за­купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль­но-зависимых изгоев формировался за счет вы­купившихся на волю холопов. Они, как прави­ло, не разрывали связи с господином и оста­вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор­вавшие со своими прежним господином, попада­ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод­ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

д) Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "че­лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ­лись холопами. Источниками холопства явля­лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря­ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра­щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше­гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо­ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка­честве "видока". Широкое распространение по­лучило долговое холопство, которое прекраща­лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па­шенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Вотчина.

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо­ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер­вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла­дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля­ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об­растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня­жеской власти на местах. Будучи представи­телями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они су­дили, собирали дань и различные пошлины, ве­дали помещейскими делами. Посадники и во­лостели - управители сельскими волостями ­имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие бо­ярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление са­мого феодала и его слуг. Источники не позво­ляют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз­можно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землев­ладельцу натуральный оброк. Городское насе­ление также попадало в зависимость от кня­жеской администрации или феодальной верхуш­ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва­ли часто специальные поселения для ремеслен­ников. С целью привлечения населения вла­дельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Расп­ространение экономической зависимости, уси­ление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее расп­ространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный по­бег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кра­жах имущества.

Экономическое развитие.

а) Сельское хозяйство. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железными лемехами, запряженной лошадьми. Выра­щивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп­ространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трех­польный севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использо­валась для выращивания хлеба, вторая "отды­хала" - находилась под паром. При трехполь­ном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домаш­них животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли про­мыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя­ются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются при­емы домашнего ремесла: обработка льна, ко­нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен­ное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч­ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и ху­дожественному уровню не уступало ремеслу пе­редовых европейских стран. Особенно слави­лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки.

в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расши­рение внешней торговли было связано с обра­зованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пу­ти и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардорикой - страной городов. Одна­ко жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледе­лием и скотоводством.

Церковь.

Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест­вовало и церковное право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступле­ний, подлежащих церковному суду. Это церков­ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер­ковному суду подлежали семейные преступле­ния, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После при­нятия христианства на Руси возникает церков­ная организация. Русская церковь считалось частью вселенской Константинопольской патри­архии. Ее глава - митрополит - назначал константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Илларион, вы­дающийся писатель и церковный деятель. Одна­ко последующие киевские митрополиты по-преж­нему назначались Константинополем. В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов ­епархий. Во главе епархий находились еписко­пы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину. Особое место в церковной организации занима­ли монастыри. Монастыри создавались как доб­ровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятив­ших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский мо­настырь. Так же как и высшие церковные ие­рархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торгов­лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо­вались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового об­щества. Наличие в городе или княжестве мо­настыря, по представлениям людей того време­ни, способствовало стабильности и процвета­нию, так как считалось, что "молитвами ино­ков (монахов) мир спасается". Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государствен­ности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влия­ние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

III Политический строй.

Князь.

Рассуждая о политическом строе Киевской земли в "удельно-вечевой период", М.С. Грушевский утверждал, что "земская авто­номная, суверенная община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй. Первый из этих элементов - общинный - вступает в рассматриваемый период в состоянии ослабле­ния территории. Хотя под влиянием внешних условий он затем возвращается к политической деятельности, но не создает для себя опреде­ленных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать, органом экстра­ординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный, причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются." Представления А.С. Грушевского о политическом строе Киевской земле отрывают общинно-вече­вую власть от княжеской власти, противо­поставляя их друг другу, что неправомерно, поскольку этим разрушается единство социальной структуры киевского общества, а кня­жеско-дружинная знать оказывается в изолиро­ванном от земской среды положении, превраща­ясь в некую замкнутую надклассовую социаль­ную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой соци­ально-политической целостности, где вече ­верховный орган власти, а князь - олицетво­рение высшей исполнительной власти, подот­четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла­вой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, вы­полняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социаль­но-политической структуры. В XI-начале XII вв. шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложи­лись в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историогра­фией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в потенции монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили выход и возоблада­ли, необходимы были иные социальные и поли­тические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского периода отечествен­ной истории.

Община.

Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель­ность городской общины, проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изясла­ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка­невского по Изяслава по Довыдовича." Понятно почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что в качестве посланца городской общины высту­пает епископ, видимо церковь становиться подручной общины. Сохраняются традиции преж­ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьба князей за киевский стол Сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольный город становится добы­чей соседних городов государств. Свиде­тельством этого служит ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинство враждебных городов-государств опустошило го­род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры­даху зряще матери своих и взяша именья множьство и церкви обнажиша иконами и книга­ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя­не, и Суждльци и Черниговци." После упомя­нутого погрома политические силы киевской общины были надломлены, и она не смогла уже полностью оправиться от нанесенного ей удара. По разграблении Киева его сын Мстислав Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевская община не сразу сдает свои позиции. Но, с возрастанием могущества при­городов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет себя довольно-таки инертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил.

IV. Внутренняя политика славян.

После Олега (879-912 гг.) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-942гг.) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них под­робно, очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись. Дружинники Иго­ря пожаловались князю на то, что отроки Све­нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по настоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но при возвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта часть невелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставши­мися пошел по дань вторично. Очевидно он на­рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей раз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников. После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная - административно-налого­вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп­ространенная прежде, была отменена и замене­на систематической уплатой дани, которая со­биралось в административных центрах (по­гостах) специальными чиновниками прави­тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон­тинополь в 955 г. и приняла там христианство, однако она имела отношения и с западной цер­ковью. Возможно это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964 г. Святослав "возму­жая" и отстранил мать от власти. Святослав был прежде всего князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тог­дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши­тельное поражение печенегам под Киевом, со­вершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро­полк (972-980 гг.). Своей главной задачей Яро­полк считал объединение всей державы, и вся­чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу­ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе­дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга­ми. Владимир остался единовластным правите­лем державы.

Князь и его дружина.

В княжение Владимира Святославича к Древне­ русскому государству были присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-пе­ченегов. Владимир стремился не только к по­литическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традици­онные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на терри­тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и стал Владимир княжить в Киеве один и поста­вил кумиры на холме за теремным двором: де­ревянного Перуна с серебряной головой и зо­лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри­бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт­вы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами и оскверняли землю жертвоприношениями своими." Послание другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничто­жались. Однако языческая реформа не удовлет­ворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сро­ки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христи­анскими державами языческая Русь воспринима­лась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось за долго до признания его официаль­ной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло Киевскую Русь с сосед­ними государствами. Христианство оказало ог­ромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христи­анства, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огром­ный толчок развитию русской культуры и искусства. Прослеживается влияние христи­анства и на политическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесь отчет­ливо проявились противоречия между мероприя­тиями киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социаль­но-экономического развития, которое вело "державу Рюриковичей" к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях об­ширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между сы­новьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Свято­полк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский. За­нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади­мирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между брать­ями завершилась бегством Святополка в Поль­шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Ки­евского (1019-1054 гг.). В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

Вотчинная собственность.

Носители верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отно­шения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше своих роди­чей. После смерти Ярослава мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончатель­но сформировываются отдельные княжества-зем­ли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро­го была еще борьбой направленной на поддер­жание принципа родового владения Русью. Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями. Княже­ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо­да, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приво­дил их на Русь. Занятия славян и их социаль­ная организация. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли ското­водство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной орга­низации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, слу­жила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе рассе­ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла­дели сенокосными и лесными угодьями, а па­шенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На основе по­лянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мне­ние о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (имено­вавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Ев­ропы (в так называемом "Баварском хроногра­фе", составленном между 811 и 821 гг., - Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссион­ным, но наиболее вероятно, что это название имеет местное, южное (при этом, скорее все­го, неславянское в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в. В Этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: "Русь" в IX в. включала помимо земли полян значи­тельную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинни­ков-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей ди­настии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между норманистами и ан­тинорманистами. Первые отстаивали точку зре­ния о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской госу­дарственности, так и активное участие в про­цессе складывания Киевской Руси (главным об­разом, в формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохра­няется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюри­ка. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IX в. принял в допол­нение к общеславянскому титулу князь восточ­ный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарско­му кагану дань. Принятие киевским князем ти­тула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с ти­тулом кагана, и за киевским князем в IX ­первой половине X в.). IX-X века были време­нем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе игра­ла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археоло­гии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан лишь выплачивать подать ­дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории под­чиненного союза; такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X в. в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложе­ния: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хо­зяйства). Есть данные, что социальные про­цессы, свойственные среднеднепровской "Руси", происходили и в других союзах пле­менных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки "своего" союза, переходе к эксплуатации "чужих" общностей. Вторым эта­пом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного кня­жения и посажение в качестве князя-наместни­ка представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, ста­новившийся центром территории вместо старого "града" "племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепара­тистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взи­мания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разг­ром Древлянской земле. Для земель дрегови­чей, радимичей и кривичей первый этап подчи­нения относится к IX в., второй - к концу X в., вятичей - соответственно ко второй поло­вине X и второй половине XI в. (эта восточ­нославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность). Покорение волы­нян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчи­нены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты тюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай ­включение в состав Киевской Руси земли сло­вен. В этом регионе к середине IX в. сложи­лось полиэтничное политическое объединение, включившее помимо словен часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в него также и переселенцы из Скандинавии. Около 60-х годов IX в. на княжение в это объединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной. Его преемник Олег (по одной версии - сканди­нав, по другой - представитель местной зна­ти, включавшей в себя со второй половины VIII в. скандинавские элементы) в 882 г. захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции государствообразования в этой последней были гораздо сильнее, чем в север­ном политическом объединении, во княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в территорию, зависимую от Кие­ва, и обложение ее данью. С ликвидацией "ав­тономии" восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военнодружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье ­объездах, исходящих из Киева; дань собира­лась наместниками киевского князя, правивши­ми на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках едино­го раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Под­непровья на всю территорию, подвластную ки­евским князьям) и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыно­вей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) ­Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владими­ре-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смо­ленске (кривичи) - Станислава, Ростове (зем­ля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль севе­ро-западных, северных и северо-восточных границ Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племявВосточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марий­цы), мордва и др. Волости сложились на осно­ве территорий прежних союзов племенных кня­жеств, но их границы не оставались неизмен­ными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его сыновьями Изяславом, Свя­тославом и Всеволодом территории "Руси" в узком смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль на побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Свя­тослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В ки­евское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) на юго-западе Руси сформирова­лись волости с центрами в Перемышле и Тере­бовле. Главной формой эксплуатации земле­дельческого населения в конце X - середине XII в. оставалась государственная дань - на­лог. В то же время к данному периоду от­носится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собствен­ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI в. появляется зе­мельная собственность у дружинников и церк­ви. Но вотчинная форма собственности не иг­рала еще существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реали­зуемой через систему даней-налогов.

"Правда Русская".

Завершение складывания государственной структу­ры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского пра­ва. Свод законов Киевской Руси именовался "Правда Русская". В XI в. происходит склады­вание так называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных частей - "Древнейшей Правды" (или "Правды Ярослава") и "Правды Ярославичей". Древней­шая Правда представляет собой кодекс, соз­данный Ярославом после победы над Святопол­ком и предназначенный первоначально для нов­городцев (оказавших ему поддержку в междо­усобной войне): при этом в ней использова­лись уже существовавшие правовые нормы (от­части известные из статей русско-визан­тийских договоров 911 и 944 гг.). Так назы­ваемая Правда Ярославичей появилась, по мне­нию одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по мнению других - в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юриди­ческом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения боль­шинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Социальная организация и система управления государством. Господствующим классом Киевской Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной органи­зации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дру­жина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представи­тели назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слу­гам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из "молодшей дружины", а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские. Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение полу­чил только на севере Руси). Привилегирован­ное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повы­шенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Со складыванием к концу X в. структуры еди­ного государства формируется централизован­ный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной ад­министрации выступают представители дружин­ной знати. При князьях действует совет (ду­ма), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников-наместников в горо­дах; воевод -предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц в так на­зываемой десятичной системе деления общест­ва, восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - мечников, вирпиков, немцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - бири­чей, метельников. Из состава дружины выделя­ются и управители княжеского вотчинного хо­зяйства - тиуны (с ХII в. они включаются и в систему государственного управления). Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане име­нуются в источниках люди. Для лично зависи­мого населения вотчин, а также для несвобод­ных слуг использовались термины челядь (ед.ч. челядин) и холопы. Их не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину уби­того в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Воп­рос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть так­же мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать госу­дарственную подать - дань. Во второй полови­не XI в. появляется категория закупов - лю­дей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их право­вое положение было промежуточным между сво­бодными людьми и холопами. Княжение Владими­ра Святославича (980-1015) было периодом по­литической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск пече­негов на южные границы. После смерти Влади­мира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Ту­ровский князь Святополк (сын убитого в борь­бе с Владимиром его старшего брата Ярополка, усыновленный великим князем) захватил ки­евский стол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и Свя­тослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми русскими святы­ми). В 1016 г. против Святополка выступил княживший в Новгороде Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наемных варягов. В битве под Любечем (на Днепре выше Киева) Ярослав одержал победу. Святополк бежал в Польшу к своему тестю польскому королю Бо­леславу Храброму.

Восстания и социальное волнение.

В 1018 г. Болеслав выступил в поход на Русь, разбил Ярослава, занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу, оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав, бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев, давших средства на найм новой варяжной дружины, и опять двинулся на Киев. На этот раз Свято­полк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая боя, и в 1019 г. подошел к столице теперь уже с печенежским сила­ми. Войско Ярослава одержало победу, Свято­полк бежал на западные границы Руси и по до­роге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав воевал со сво­им племянником Брячиславом Изяславичем, кня­жившим в Полоцке. Тот претендовал на Новго­род, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат тмутара­канский князь Мстислав Владимирович. Неза­долго до этого Мстислав укрепил свое кня­жество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, выз­ванное голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дру­жину оставил в резерве. Мстислав выставил против варягов северян - ополчение из жите­лей Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал "са­мовластцем" Русской земли. В 1037 г. прои­зошло последнее крупное сражение с печенега­ми: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострились русско-визан­тийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум.1052 г.), кня­зем новгородским. Поход оказался неудачным ­русское войско было разбито греческим фло­том. После смерти Ярослава в 1054 г. и упо­мянутого выше раздела княжений между его сы­новьями некоторое время сохранялась полити­ческая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и пе­реяславский Всеволод - составляли правящий триумвират под главенством старшего Изясла­ва. Разделение власти привело к временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых - Черниговской и Переяславской (упразднены в конце 70-х годов после смерти Святослава и Изяслава).

Князьям-триумвирам удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пы­тавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. Но во второй половине 60-х годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067 гг. развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным племянником по­лоцким князем Всеславам Брячиславичем. В конце концов Всеслав был вероломно захвачен во время переговоров и заключен в Киеве в темницу - поруб. В 1068 г. в крупный поход на Русь двинулись половцы (кипчаки, куманы) - тюркский кочевой этнос, сменивший печене­гов и торкав в причерноморских степях. Три Ярославича потерпели поражение в открытом бою и бежали в свои города. Тогда в Киеве началось восстание горожан, требовавших у Изяслава оружие и коней, чтобы биться с по­ловцами. Кульминацией восстания стало осво­бождение Всеслава Полоцкого из поруба и про­возглашение его киевским князем. Изяслав бе­жал в Польшу. Всеслав находился у власти 7 месяцев, причем младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство. Святосла­ву удалось разбить значительную часть поло­вецких сил и взять в плен хана Шарукана. Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол, вынудив Всеслава бежать в Палоцк. Однако союзни­ческие отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Всеволод изгоняют Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние ски­тания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и римского папы. Киевским князем стал Святослав. После его смерти в 1076 г. престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его Изяславу, двинувшемуся на Русь с польским войском. В конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси обострилась борьба зависимого населения про­тив феодальной знати. Она была вызвана уси­лением феодальной эксплуатации, в первую очередь государственной, широким распростра­нением помимо дани других податей, таких, как виры и продажи (судебные пошлины), корд (поставки для содержания княжеских должност­ных лиц). Помимо упомянутого восстания в Ки­еве произошли выступления в Новгороде и Ростовской земле. Движение принимало здесь форму антихристианского, апеллируя к возвра­ту старой языческой религии. Во главе его вставали языческие жрецы - волхвы. Решитель­ные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступ­лениями. В 1078 г. в политическую борьбу на Руси вступили в качестве самостоятельных князей представители следующего поколения ­внуки Ярослава. Лишенные столов князья Олег Святославич (сын Святослава Ярославича) и Борис Вячеславич (сын младшего сына Ярослава - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где кня­жил брат Олега Роман), заключили союз с по­ловцами и двинулись на Русь. Им удалось раз­бить Всеволода, а затем овладеть Черниговом. Тогда против Олега и Бориса выступило войско четырех князей: Изяслава с сыном Ярополком и Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова по­гибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич. Половецко-русское войско молодых князей по­терпело поражение; Олег бежал в Тмутаракань. Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду. В 1079 г. тмутараканский князь Роман Свя­тославич вместе с половецким войском высту­пил против Всеволода. Киевский князь сумел заключить мир с половцами, после чего те убили Романа. Олег же был схвачен агентами Византии и отправлен в ссылку на о. Родос в Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083г, и вокняжился в Тмутаракани. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было време­нем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (полу­чивший свое прозвище по матери, дочери ви­зантийского императора Константина IX Моно­маха) окончательно подчинил вятичей ­последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранявший еще собственных кня­зей. После смерти Всеволода в 1093 г. насту­пает период обострения усобиц и борьбы с по­ловцами. Киевским князем стал старший пле­мянник Всеволода Святополк (сын Изяслава Ярославича). В том же 1093 г. Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, кня­зем переяславским, выступили против полов­цев, начавших войну с Русью. Русские войска потерпели жестокое поражение, князь Ростислав утонул в р. Стутне во время отступления; после этого половцам удалось захватить несколько городов (что было крайне редким явлением в русско-половецких отноше­ниях). Южная Русь подвергалась сильному ра­зорению. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с половцами пришел из Тмутаракани на Русь и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль. В два последующих года Свято­полк и Владимир вели борьбу одновременно с половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с Олегом. В 1095 г. Владимир под Переяславлем уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. была разгромлена орда Тугоркана, а сам он (тесть Святополка) убит. Олег в том же году был изгнан из Чернигова и перенес усобицу на северо-восток Руси. Здесь, под Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мо­номаха Изяслав, но старший брат последнего Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу поражение в Ростовской волости, после кото­рого тот вынужден был пойти на переговоры со своими двоюродными братьями Святопалком и Владимиром. В 1097 г. на съезде князей в Лю­бече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давы­дом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - территориями, которые по завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с центрами соответственно в Киеве, Переяславле и Чернигове). Давыд Игоревич, внук Ярослава, получил Владимир-Волынский, а внуки старшего сына Ярослава Владимира - Володарь и Василь­ко - соответственно Перемышль и Теребовль (Юго-Западная Русь). Князья договорились о совместных действиях по защите Руси: "...имемся в едино сердце и блюдем Русскую землю". Но сразу же после съезда разгорелась новая кровопролитная усобица. Давыд Игоревич в сговоре со Святополком Изяславичем захва­тил в Киеве Василька Ростиславича Тере­бовльского и ослепил его. После этого он по­пытался захватить волость Василька, но по­терпел поражение от его брата Володаря и вы­нужден был освободить пленника. Тем временем Владимир Мономах с Олегом и Давыдом Свя­тославичами выступили против Святополка. Тот вынужден был пойти в поход против Давида Игоревича и изгнать его из Владимира-Во­лынского. После этого Святополк, однако, по­пытался захватить также волости Володаря и Василька. В решающей битве он потерпел пора­жение, и тогда его сын Ярослав привел в Пе­ремышлю (столице княжества Володаря) войско венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич, к этому времени вступивший в союз с Волода­рем, в противовес венграм соединился с поло­вецким ханом Боняком. В битве под Перемышлем (1099) половцы, применили характерный для кочевников прием "ложного отступления": их отряд подскакал к расположению венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство; когда же венгры погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окру­женное войско Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери. Потерпела неудачу и попытка Святополка зак­репить за собой Владимир-Волынский. В 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог трехлетней войне. Давид Иго­ревич как инициатор усобицы был лишен Влади­мира-Волынского и посажен на княжение в Бужск (менее значительный город Западной Руси). Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей - в 1103,1107, и 1111 гг.; бы­ли разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба, Сугра. В 1113 г. умер киевский князь Свято­полк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восста­ние против администрации умершего князя и ростовщиков. В этих условиях киевское бо­ярство пригласило на княжение Владимира Мо­номаха. Владимир, вокняжившись в Киеве, из­дал ряд законов, учитывавших требования восставших; по его повелению был создан но­вый юридический свод - так называемая Прост­ранная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII в. Пространная Правда фиксирует существование боярской собственности; специ­альные разделы посвящены закупам, новой ка­тегории зависимого населения, а также холо­пам. Внесены были изменения и в ряд сущест­вовавших ранее норм.

V. Внешняя политика.

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского государства, были борьба со степными кочевниками, защита тор­говых путей и обеспечение наиболее благопри­ятных торговых связей с Византийской импери­ей.

Русско-византийские отношения.

Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийско­го императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911 г.). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г. В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го­рода. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой. Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и под­чинить своему влиянию. Так, византийский им­ператор Никифор Фока пытался воспользоваться русским войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на тер­риторию Болгарии и заняли ряд городов по те­чению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и полити­ческий центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влия­нием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Ки­ев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в сою­зе с болгарским царем Борисом против Визан­тии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгроми­ли византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Свя­тослава захватили ряд крупных городов и дош­ли до Адрианополя. Под Адрианополем был зак­лючен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками. Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за оби­ду князь Ярослав Мудрый послал к визан­тийским берегам флот, во главе которого сто­ял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того вре­мени был закреплен династическим союзом ­браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха.

Разгром Хазарского каганата.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находивша­яся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского госу­дарства некоторые славянские племена платили хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, кер­ченский пролив, переправу между Волгой и До­ном. Установленные там таможенные пункты со­бирали значительные торговые пошлины. Высо­кие таможенные платежи отрицательно сказыва­лись на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители госу­дарства) не довольствовались торговыми сбо­рами, задерживали и грабили русские купе­ческие караваны, возвращавшиеся с Каспийско­го моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Ха­зарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Xв. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

Борьба против кочевников.

В X и начале XIвв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и реши­тельные нападения на русские земли и го­рода. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений го­родов-крепостей, валов и т.д. Первые сведе­ния о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили Ки­ев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое по­ложение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил пе­ченегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печене­гами в районе днепровских порогов князь Свя­тослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") разных сла­вянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над пе­ченегами князь Ярослав Мудрый возвел Со­фийский собор в Киеве. В середине XIв. пече­неги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными пле­менами кипчаков. На Руси их называли полов­цами, они заняли Северный Кавказ, часть Кры­ма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положе­ние Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время кня­жеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие от­ряды для захвата власти, сами приводили вра­гов на Русь. Особенно значительна была поло­вецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда по­ловецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки органи­зовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам уда­лось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их тер­ритории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Од­нако половецкая опасность не была ликвидиро­вана. В течение всего XIIв. происходили во­енные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.


Список использованной литературы:

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М.,1982, стр.13, стр.258

2. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979,стр.51

3. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси.

4. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956, стр.12

5. Павленко Ю.В. Основные закономерности и пути формирования раннеклассовых городов-государств //Фридрих Энгельс и проблема истории древних обществ. Киев/Отв. ред. В.Ф. Геннинг. 1984, стр.181-186

6. Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1989, стр.206,208.

7. Черепин Л.В. Общеполитические отношения в Древней Руси и Русская Правда.

8. Дроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории. Л.,1974, стр.62-65, стр 43-44.

9. История государства и права СССР 4.1/Под ред. Ю.П.Титова.­М.,1988.стр 44-49.

10. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953, стр.225.

11. Покровский .С.А. Общественный строй Древнерусского государства.­В кн: Труды ВЮЗИ М.,1970, Том XIV стр.71

12. Грушевский М.С. История Киевской земли. стр.301.



Вы можете поддержать наш сайт по ссылке Спасибо за предоставленную информацию




 



Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free