|
Какие достижения произошли в отечественной науке и культуре в первой половине 19 века?
"Золотым веком" русской культуры по праву считается первая половина XIX в. Иногда ее называли еще "апогеем просвещенного абсолютизма". Развитие культуры в это время проходило под влиянием многих поистине исторических событий. Но в их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 г, и заграничному походу русской армии.
Заграничный поход русских войск привел ко "второй волне" западного влияния на отечественную, национальную культуру, науку, образование. Но именно это влияние, проявившееся в том числе в движении декабристов, вызвало в конце 20-х - 30-е гг. усиление борьбы властей с "заразой, принесенной извне".
На развитии русской культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь промышленный переворот. Особое значение он имел для развития российской науки и техники.
В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которого вышли в свет в 1818 г. Ее автор стал первым отечественным историком, которого стали читать не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность крупнейших русских историков - Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800-1875). В это время начинает свою научную деятельность крупнейший историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1879).
В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербург - Царскoe Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (1797-1851) в 1831 г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали.
В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.
Бурно развивавшаяся текстильная промышленность диктовала необходимость развития химии, в первую очередь в производстве красителей. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828-1886), ставшие не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства.
Крупнейшим представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хиpypгу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.
В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В. Я. Струве (1793-1864).
Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это выделил один из самых богатых российских промышленников П. Н. Демидов. Большие средства выделяло на развитие отечественной науки и правительство страны.
В самом начале века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления этой растущей системой было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети "всякого состояния", без различия "полу и лет".
Правда, несмотря на провозглашенную "непрерывность" образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В гимназии путь им был заказан.
В 1811 г. был открыт для детей дворян Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время он стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.
Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей. Для этого возникли первые педагогические вузы в Москве и Петербурге. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при всех университетах.
В 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века приоритетным было о6щее образование, то теперь школа была ориентирована главным о6разом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах.
При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них становился теперь сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для детей самых "низов". В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии.
В семиклассных гимназиях обучались дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. еще раз было указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всеrо 158 училищ, то к середине века около 1З0 начальных школ было уже в каждой губернии.
Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828 г., сейчас Технологический институт), Московское ремесленное училище (1830 г., ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). По мере расширения масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изучения технических и коммерческих наук, а также фабричные школы.
Несмотря на цензурные рогатки, росли объемы выпуска литературы для населения. В 40-е гг. широкую известность получили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по своей цене эта литература была доступна самым широким слоям населения. Широко развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30-40-е гг, были открыты по инициативе провинциальной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.
В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать свою знаменитую коллекцию русской живописи выдающийся русский меценат П. М. Третьяков (1832-1898).
Таким образом, в развитии отечественной науки и образования, как и в развитии российской культуры в целом, в первой половине XIX в. наступает качественно новый этап, главной чертой которого становится расширение численности учащихся и научных работников.
Главными особенностями художественной культуры этого периода стали быстрая смена идейно-художественных направлений и параллельное существование различных художественных стилей. На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в основе которого лежало служение государю и Отечеству. В период, предшествующий Отечественной войне 1812 г., его сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и переживаниям человека.
Главным направлением в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его основной отличительной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной жизни людей. Отличительными чертами русского романтизма были повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждение сильной, раскрепощенной личности.
Со второй четверти XIX в. получает широкое распространение еще одно направление - реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из его направлений стал критический реализм, фиксировавший неблагополучные стороны российской жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен к лучшему.
Русская литература, как ярчайшее проявление культуры русской жизни, пepeживалa в эти годы свой "золотой век". Уходящий классицизм уступил место сентиментальным произведениям Николая Михайловича Карамзина ( 1766- 1826) ("Бедная Лиза" и др.) и других авторов. Появление романтизма в русской литературе было связано прежде всего с произведениями Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады "Людмила" (1808), "Светлана" (1812) полны гуманности и высокого человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А. А. Бестужева-Марлинского и М. Н. 3агоскина, формировавшие у читателя понимание самобытности русской истории. Романтические образы составляют основу ранних работ Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).
Реализм как новое течение в русской литературе был присущ многим произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя (1809-1852). Если Пушкин был "явлением чрезвычайным" в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа "Герой нашего времени" (1841) за Лермонтовым закрепилась слава одного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни с ее печальными и смешными сторонами соседствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым россиянам проникнуты роман "Обыкновенная история" (1847) И. А. Гончарова (1812-1891), paнниe стихи Н. А. Некрасова (1821-1878), "Записки охотника" (1847 -1852) И. С. Тургенева (1818-1883), повести "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848) и "Двойник" (1846) молодого Ф. М. Достоевского (1821-1881). Новый, незнакомый мир русского купечества открыл читателю и зрителю в первой своей драме "Свои люди - сочтемся" (1849) А. Н. Островский (1823-1886).
Русская литература в этот период впервые приобрела преобладающее влияние в духовной жизни общества. Несмотря на то что указом Александра I в 1803 г. была введена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступало в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специальное здание).
Наиболее известным в Петербурге был Александринский театр (архитектор К. И. Росси). В отличие от традиционно демократического московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а главным образом для двора и чиновничества) носил парадно-официальный характер.
Из драматургов наиболее популярны были Александр Сергеевич Грибоедов (1790-1829), Н.В.Гоголь и начинающий А. Н. Островский, утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве.
Крупнейшим представителем романтизма в театре был выдающийся русский актер Павел Степанович Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (по трагедии В. Шекспира) и Ферлинанда (по драме Ф. Шиллера "Коварство и любовь").
Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (1788-1863), ставший подлинным реформатором русского театра (он первым предложил подчинить весь творческий процесс на сцене единой идее). С этого времени начинается становление режиссуры и искусства оформления спектакля.
Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин" (1815).
Большие аудитории собирали концертные залы. Популярностью пользовались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, З. А. Волконской. Центральное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера "Жизнь за царя" (1836).
Живопuсь характеризовалась, в первую очередь, возросшим интересом к личности человека, к жизни не только двора, но и простых людей. Одним из распространенных жанров живописи в начале века становится романтическuй портрет. Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал замечательный портретист начала века Орест Адамович Кипренский (1782-1836), создавший замечательные портреты А. С. Пушкина (1827), П. А. Оленина (1813) и др.
Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал Карл Павлович Брюллов (1799-1852). В одной из самых известных его работ - "Последний день Помпеи" (1830-1833) - он впервые в качестве героя представил народ. Блестящим мастером парадного портрета он показал себя в картине "Всадница" (1832).
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы "Свежий кавалер" (1846) и "Сватовство майора" (1848).
Рождение особо популярного в XIX в. 6ытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. В работах 20-х гг. "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "3ахарка" и др. он изображал повседневную жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живописи принято называть "венециановской школой".
Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Основным произведением его жизни стала картина "Явление Христа народу", над созданием которой он трудился 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г, в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Крупнейшими представителями русского ампира (вершины классицизма, проявившегося в первые три десятилетия XIX в., выражавшегося в массивных, монументальных формах, с богатыми украшениями, унаследованными от императорского Рима) были А. Д. Захаров ( 1761 - 1811 ), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); Д. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея (1819-1825) с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой (1819-1829), ансамбль Александринского театра (1816-1834).
В Москве русский ампир имел свою особенность: он был более мягок. В этом стиле были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром (1821-1824); Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этой же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (1785-1845).
С 30-х гг. начинает распространяться "русско-византийский" стиль, в котором были созданы архитектором К. А. Тоном (1794-1881) Храм Христа Спасителя (18З7-1889), Большой Кремлевский дворец (1839-1849) и Оружейная палата (1843-1851).
Какие перемены в культуре и быте населения России, произошли во второй половине XIX в.?
Бурное развитие отечественной науки и культуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с общим направлением развития реформ в стране. Оcвобождение крестьян, политические реформы 60-70-х гг., стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на развитии науки, образования, культуры, а также на изменении духовной атмосферы в обществе.
Значительные изменения произошли в системе образования. Начальную подготовку давали три типа учебных заведений: церков-ноприходские школы с двух-четырехлетним сроком обучения (в них учили началам чтения, письма, счета, изучали основы Закона Божьего); земские школы, в которых программа подготовки была несколько шире, а занятия вели профессиональные учителя; крестьянские школы грамоты. Школьный устав, принятый в 1871 г., сделал единственной формой среднего образования классическую гимназию, в которой значительный объем времени отводился изучению древних языков (латыни, древнегреческого).
Допуск в гимназии детей из малоимущих семей был ограничен Указом "О кухаркиных детях". В 60-90-е гг. 19-го века впервые в истории страны обучение детей стало носить массовый характер. Число гимназий и обучавшихся в них детей выросло в 1861-1895 гг. более чем в 2,5 раза. Создавались также воскресные школы для взрослых, не имевших образованлия. В результате уровень грамотности населения страны вырос с б до 28 процентов.
Расширялась и сеть высших учебных заведений, в первую очередь технических. Это объяснялось главным образом потребностями развивающейся промышленности и ее техническим перевооружением (6ыло открыто, например, Московское высшее техническое училище). Среди новых классических университетов были открыты Одесский и Томский. Важным демократическим достижением стало открытие специальных женских гимназий, а в 1872 г. - Московских высших женских курсов с университетской программой.
Перемены в экономике страны стимулировали развитие естественных наук и их прикладную направленность. Оформилась петербургская школа математиков, яркими представителями которой были П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская (получившая широкое международное признание). Родоначальником московской школы физиков стал известный специалист в области магнетизма и фото-электрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сделали Д. И. Менделеев (составивший Периодическую систему химических элемецтов) и А. М. Бутлеров (разработавший теорию строения вещества и ставший родоначальником современной теории химических соединений). Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психическим явлениям и чувствам человека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет. С изобретением П. Н. Яблочковым и А. Н. Лодыгиным электрическоЙ лампочки началась революция в области энергетики.
Продолжая традиции предшественников, русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского были первыми исследователями и описателями географии СреднеЙ Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отечественных этнографов на протяжении долгого времени изучал особенности быта и обычаев населения островов Океании.
Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщающие труды и курсы лекций по отечественной истории и с успехом читавшие их в Mосковском университете и на Московских высших женских курсах.
Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопросам времени - борьбы нового со старым, реформирования общества и его цены, частноЙ жизни и личных переживаний человека переходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти проблемы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого ("Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение") и И.С. Тургенева ("Отцы и дети", "Накануне", "Новь"), поэзию Н. А. Некрасова ("Кому на Руси жить хорошо", "Размышления у парадного подъезда"). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы"), предсказывавшего страшные последствия революционного насилия лля судеб России ("Бесы"). Необычным мышлением в литературе конца века стали пьесы, рассказы и повести А. П. Чехова ("Чайка", "Вишневый сад" и др.), обращенные в основном к месту и роли русского интеллигента в условиях меняющегося общества. Пьесы А. Н. Островского ("На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "Доходное место" и др.) раскрывали и обличали пороки патриархального быта русского купечества. Впервые за всю историю русской живописи народ стал ее главным героем, потеснив библейских героев и представителей высшего сословия.
По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей, вокруг которого сложилось новое, наиболее передовое объединение художников, в основе работы которого лежали реализм и обличение окружающей социальной действительности. Наиболее характерными стали работы И. Н. Крамского (портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова ("Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на Пасху", "Тройка"), И. Е. Репина ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), В. И. Сурикова ("Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Покорение Сибири Ермаком") и др.
Правда реальной жизни впервые нашла отражение в театральных постановках. Драматические театры стали центрами театральной жизни. Высокое художественное мастерство, раскрытие глубин человеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Выдающимся хореографическим мастерством отличалось творчество прославленной балерины М. Кшесинской, выстyпавшей на сцене Мариинского театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. Петипа.
Использованием народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалась в эти годы музыкальная жизнь. В 60-е гг. в Петербурге и Москве были открыты первые русские консерватории. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в произведениях М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского ("Борис Годунов"), Н. А. Римского-Корсакова ("Царская невеста"), А. П. Бородина ("Князь Игорь"), Ц. А Кюи, составивших кружок музыкантов, известный как "Могучая кучка".
Наиболее популярным в эти годы было и музыкальное творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), балетные ("Лебединое озеро", "Щелкунчик") и симфонические (первый симфонический концерт) произведения. Произведения русских мастеров вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры и определили основные жанры и направления ее развития в наступающем ХХ в.
|