Бесплатные курсовые, рефераты и доклады. Материалы по истории. Видео из шаблона

Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых

Воспитание школьника. Школьный возраст


Глава 1. Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста

1.1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп

1.2. Противоречия подросткового возраста

1.3. Роль классного руководителя в формировании личности подростка

1.4. Методы и формы работы с детьми среднего школьного возраста

Заключение

Используемая литература

Приложения


Методы и ошибки воспитания школьника - таблица - Воспитание школьника играет важную роль в формировании личности молодого человека - prioslav ruВоспитание школьника играет важную роль в формировании личности молодого человека. В современном мире, где общество сталкивается с различными проблемами, такими как наркомания, алкоголизм, насилие и другие отрицательные явления, важно не только обеспечить обучение школьников, но и сформировать их как личностей с нравственными принципами и ценностями.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть вопросы воспитания школьника, роль школы в этом процессе, основные методы и принципы, а также предложить практические рекомендации для улучшения воспитательной работы.

Роль школы в воспитании школьников

Школа является одним из основных институтов воспитания детей и подростков. Во многих странах обучение в школе является обязательным, что делает школу ключевым местом для формирования личности ребенка. В школе дети общаются с учителями, сверстниками, учатся решать проблемы, развивать логическое мышление, учатся трудиться и добиваться целей.

Школьная программа включает в себя не только учебные предметы, но и воспитательную работу. Учителя не только передают знания детям, но и воспитывают их, помогают развивать навыки самоконтроля, эмпатии, толерантности и других важных качеств.

Методы воспитания школьников

Существует множество методов и подходов к воспитанию школьников, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Одним из основных методов является моделирование – когда педагог сам является примером для детей и показывает им, как вести себя в различных ситуациях.

Другим методом является нормативный – установление правил и норм поведения, которые дети должны соблюдать. Важно, чтобы эти правила были четкими и понятными для детей, а также чтобы они были справедливыми и соответствовали общепринятым моральным принципам.

Воспитание школьника младших классовПрактические рекомендации для улучшения воспитательной работы

Для улучшения воспитательной работы в школе можно предложить следующие рекомендации:

- Создание благоприятной образовательной среды, где дети чувствуют себя комфортно и защищено.

- Развитие отношений доверия между учителями и учениками, что способствует эффективной воспитательной работе.

- Проведение тематических мероприятий и проектов, направленных на формирование нравственных ценностей и патриотизма.

- Включение родителей в воспитательный процесс, совместное обсуждение проблем и поиск решений.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение. Воспитание школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.


Воспитание школьника — это сложный и многогранный процесс, который требует учета индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, характера и социальной среды. Ниже представлена таблица, в которой описаны методы воспитания школьника и ошибки воспитания, которые могут допускать родители и педагоги.


Таблица. Методы воспитания школьника


Метод

Описание

Пример

Личный пример

Родители и учителя демонстрируют поведение, которое хотят привить ребенку. Дети часто копируют взрослых.

Если родители вежливы и уважительны, ребенок учится быть таким же.

Поощрение

Положительное подкрепление желаемого поведения. Это может быть похвала, награда или просто внимание.

Ребенок получил хорошую оценку — родители хвалят его и разрешают поиграть в любимую игру.

Наказание

Отрицательное подкрепление нежелательного поведения. Важно, чтобы наказание было справедливым и понятным для ребенка.

Ребенок нарушил правила — лишается возможности играть на компьютере в течение дня.

Объяснение и беседа

Разговор с ребенком, в котором взрослый объясняет, почему то или иное поведение неприемлемо или, наоборот, желательно.

Ребенок подрался с одноклассником — родитель объясняет, как можно решить конфликт мирно.

Совместная деятельность

Совместное выполнение задач (например, домашние дела, проекты) помогает укрепить доверие и научить ребенка ответственности.

Родитель и ребенок вместе готовят ужин, обсуждая, как важно помогать друг другу.

Игровые методы

Использование игр для обучения и воспитания. Игры помогают развивать социальные навыки, логику и творческое мышление.

Родители играют с ребенком в настольные игры, где нужно соблюдать правила и уважать других игроков.

Создание правил

Установление четких и понятных правил поведения, которые ребенок должен соблюдать.

В семье есть правило: сначала уроки, потом игры. Ребенок знает, что это обязательное условие.

Эмоциональная поддержка

Поддержка ребенка в трудных ситуациях, проявление empathy и понимания.

Ребенок получил плохую оценку — родитель не ругает, а помогает разобраться в ошибках и подбодряет.

Самостоятельность

Постепенное предоставление ребенку свободы и ответственности за свои поступки.

Ребенок сам решает, в какой кружок записаться, но при этом понимает, что должен посещать его регулярно.

Культурное воспитание

Приобщение ребенка к культуре, искусству, традициям и истории.

Посещение музеев, театров, чтение книг, обсуждение исторических событий.

Физическое воспитание

Развитие физической активности, спортивных навыков и здорового образа жизни.

Ребенок занимается в спортивной секции, участвует в школьных соревнованиях.

Трудовое воспитание

Приучение к труду, ответственности и умению ценить чужой труд.

Ребенок помогает родителям в уборке дома, ухаживает за домашними растениями или животными.


Таблица. Ошибки воспитания школьника


Ошибка

Описание

Последствия

Гиперопека

Чрезмерная забота и контроль над ребенком, лишение его самостоятельности.

Ребенок становится неуверенным в себе, не умеет принимать решения, зависит от мнения других.

Авторитарный стиль

Жесткий контроль, требование беспрекословного подчинения, отсутствие диалога с ребенком.

Ребенок либо становится подавленным и замкнутым, либо начинает бунтовать против авторитета.

Вседозволенность

Отсутствие четких правил и границ, потакание всем желаниям ребенка.

Ребенок вырастает эгоцентричным, не умеет учитывать интересы других, не справляется с трудностями.

Недостаток внимания

Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие эмоциональной близости.

Ребенок чувствует себя ненужным, у него могут развиться комплексы, агрессия или апатия.

Несоответствие слов и дел

Родители требуют от ребенка того, чего сами не делают (например, говорят о важности чтения, но сами не читают).

Ребенок перестает доверять взрослым, не воспринимает их слова всерьез.

Чрезмерные наказания

Частые и строгие наказания, особенно физические, за малейшие проступки.

Ребенок становится агрессивным, замкнутым или начинает врать, чтобы избежать наказания.

Сравнение с другими

Постоянное сравнение ребенка с другими детьми, особенно в негативном ключе.

У ребенка развивается низкая самооценка, чувство неполноценности, зависть к другим.

Игнорирование интересов

Родители не учитывают интересы и увлечения ребенка, навязывают свои желания.

Ребенок теряет мотивацию, становится пассивным или начинает сопротивляться.

Недооценка достижений

Родители не замечают или не ценят успехи ребенка, считая их незначительными.

Ребенок перестает стремиться к успеху, так как не видит смысла в своих усилиях.

Избыточная критика

Постоянная критика, акцент на ошибках и недостатках, а не на успехах.

Ребенок становится неуверенным в себе, боится пробовать новое из-за страха ошибок.

Отсутствие режима

Несоблюдение режима дня, отсутствие дисциплины в повседневной жизни.

Ребенок становится неорганизованным, у него могут возникнуть проблемы с учебой и здоровьем.

Эмоциональная холодность

Родители не проявляют теплоты и любви, общение сводится к формальностям.

Ребенок чувствует себя одиноким, у него могут возникнуть проблемы с эмоциональным развитием.

Навязывание амбиций

Родители пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через ребенка, не учитывая его желания и способности.

Ребенок чувствует давление, теряет интерес к деятельности, может начать сопротивляться.

Игнорирование возрастных особенностей

Родители не учитывают возрастные особенности ребенка, предъявляя завышенные требования.

Ребенок не справляется с нагрузкой, теряет уверенность в себе, может начать отставать в развитии.


Рекомендации для родителей и педагогов

1. Будьте последовательны. Правила и требования должны быть понятными и постоянными.

2. Учитывайте индивидуальность ребенка. Каждый ребенок уникален, и методы воспитания должны быть адаптированы под его характер и потребности.

3. Создавайте атмосферу доверия. Ребенок должен чувствовать, что его любят и поддерживают, даже когда он ошибается.

4. Учитесь на своих ошибках. Воспитание — это процесс, в котором важно анализировать свои действия и корректировать их.

Используя правильные методы и избегая ошибок, можно помочь школьнику вырасти гармоничной, уверенной в себе и ответственной личностью.


Познавательный интерес | Проблема беспризорности | Воспитание мальчиков и девочек | Мышление и речь | Одаренность детей | Одаренные дети | Дидактические игры | Игровые методы | Индивидуальный подход в воспитании детей | Развитие детей раннего возраста | Музыкальное воспитание |

 

Воспитание и образование школьника на prioslav.ruОбщие принципы в воспитании и образовании школьника


Воспитание и образование — это два ключевых компонента, которые формируют личность человека и его место в обществе. Эти процессы неразрывно связаны между собой и играют важную роль на всех этапах жизни.


Понятие воспитания и образования


- Воспитание — это процесс формирования у человека нравственных, духовных и социальных качеств, а также навыков поведения и общения. Воспитание начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях и обществе.


- Образование — это процесс получения знаний, умений и навыков. Оно включает в себя formal (формальное) и informal (неформальное) обучение и осуществляется через различные методы и средства.


Взаимосвязь воспитания и образования


1. Воспитание как основа образования: Нравственные и этические ценности, заложенные в процессе воспитания, являются основой для успешного усвоения знаний. Ключевые качества, такие как ответственность, дисциплина и стремление к обучению, формируются в семье и в раннем детстве.


2. Образование как средство воспитания: Образовательные учреждения не только обучают, но также воспитывают граждан с активной позицией. Учителя играют важную роль в воспитательном процессе, формируя у детей уважение, толерантность и сотрудничество.


Роль семьи в воспитании и образовании школьника


Семья — первый и самый важный институт, отвечающий за воспитание ребенка. Взаимоотношения внутри семьи, влияние родителей и их ценности формируют основу для дальнейшего образования. Примеры:


- Эмоциональная поддержка родителей.

- Установление высоких ожиданий в отношении учебных достижений.

- Создание атмосферы любознательности и критического мышления.


Роль образовательных учреждений в воспитании


Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты) выступают в роли не только источника знаний, но и площадки для социализации:


- Формируют навыки коллективной работы через групповые проекты.

- Участвуют в воспитании гражданских ценностей через уроки обществознания и активное участие в мероприятиях.


Проблемы в системе воспитания и образования школьника


1. Отсутствие единства в подходах: Роль родителей и учителей иногда противоречит друг другу, что может негативно сказаться на воспитании ребенка.

2. Система оценки и давление: Чрезмерное внимание к академическим достижениям может привести к стрессу у детей и игнорированию их личностного роста.

3. Технологические изменения: Современные технологии меняют способы получения знаний и общения, что требует от родителей и педагогов нового подхода к воспитанию.


Воспитание и образование — это сложный и многогранный процесс, требующий взаимодействия различных институтов общества. Эффективное сочетание этих процессов способствует формированию гармоничной личности, готовой к жизни в современном мире. Важно помнить, что целью воспитания и образования является не только передача знаний, но и формирование ценностей, которые помогут ребенку стать успешным и ответственным гражданином.


Рекомендации к воспитанию школьника


1. Создание единой стратегии воспитания и образования, объединяющей усилия семьи и образовательных учреждений.

2. Внедрение программы, направленной на развитие критического мышления и эмоционального интеллекта.

3. Поддерживание открытого диалога между родителями, педагогами и учениками для формирования позитивной образовательной среды.


Работая преподавателем технического труда в школе и будучи классным руководителем нас заинтересовала эта тема. Что послужило стимулом для нашего дальнейшего углубленного изучения проблемы.

Темой курсовой работы является педагогическая характеристика детей школьного возраста, воспитание школьника.

Воспитание школьникаАктуальность темы вызвана потребностью общества в инновациях образовательно-воспитательного процесса, так как школа продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности.

Далее в курсовой работе будет освещена эта проблема более детально.

Объектом исследования является процесс воспитания школьников, с учетом возрастных особенностей.

Предметом исследования является особенности воспитания детей в школе.

Цель исследования – углубленное изучение данной проблемы.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:


1. Определить степень разработанности проблемы, используя теоретическую базу.

2.Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и развития личности подростка.

3. Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя с детьми подросткового возраста.

4. Предоставить практический материал, который поможет педагогам организовать внеклассную воспитательную работу.

Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста.

«Порывы, воля, а также желания присущи даже новорожденным детям, между тем как рассудительность и ум появляются у них только с возрастом».

Аристотель.

Воспитание школьника старших классовУже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.

Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для нас наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.


В современной науке приняты следующие периодизации детского школьного возраста:

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание.

Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Игнорирование или отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики.

«Только в школьном возрасте появляются у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом».1 То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу одного из основополагающих принципов – учета возрастных особенностей. Тут будет уместно отметить проблему неравномерности развития, отклонений от физических и духовных закономерностей в ту или иную сторону. К ним же и относится акселерация – ускоренное физическое развитие в детском и подростковом возрасте. Среди основных причин акселерации можно назвать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшения условий жизни, повышения качества питания и медицинского обслуживания. Указываются и другие причины - радиоактивное загрязнение окружающей среды обитания, ведущие на первых порах к ускорению роста, а со временем к ослаблению генофонда и развитию различных патологий. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

«Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания».

________________________________________________________________

1. Выготский Л.С. Психология личности. – М., 1982 г., с.165.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999 г., т.1, с.122.

Опираясь на все перечисленные аспекты учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.


1.1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп.


Младший школьный возраст (6-10 лет).

Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия.

В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения).

В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.


Средний школьный возраст (10-15 лет).

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полу ребенка-полу взрослого в общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.


Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.


1.2. Противоречия подросткового возраста.

Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка.

В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться глухим к человеческой беде.

Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло. Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем. Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние? Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом и есть мастерство и искусство воспитания.

«Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы».1

Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том, хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства. Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие преподносит отрочество.

«Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».

________________________________________________________________

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.271.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.314-315.

В истине: «дети – радость жизни» - глубокий смысл, но и глубокое противоречие. Ребенок сам по себе не может быть источником радости. В человеке, который повторяет отца и мать на новой основе, настоящим источником радости для отца и матери является то, что они сумели вложить в него. В любви к детям раскрывается наивысшее человеческое качество – чувство собственного достоинства. Как открытие переживает подросток мысль: «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

- власть используется ими в меру необходимости;

- в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

- родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом, ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его. Беспристрастность – плохой воспитатель.

Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали.

«Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника».1

________________________________________________________________

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1975 г.

В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Мы обращаемся к И.С.Кону, так как он по нашему мнению наиболее доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».1

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы.

________________________________________________________________

1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988 г., с.23.

Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека, его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем – ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.

Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой, тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве. Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня – рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня – фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя. Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении, в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать капризы за желания.

________________________________________________________________

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.356.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний, первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика простирается горизонт науки, тем глубже подросток осознает как мало он знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его самостоятельность.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

• замена родителей;

• власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

• авторитетный источник знаний в определённой области;

• старший товарищ и друг.

В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.

Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются, приводят к конфликтам.


1.3. Роль классного руководителя в формировании личности подростка.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны».

Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.


______________________________________________

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3


Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):


В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в которых идет формирование личности ребенка.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

1.4. Методы и формы работы с детьми среднего школьного возраста.


В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.

Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора (см. график 2).

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением.

Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером. К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.

Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет.

Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика.

Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции.

Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (18 век), которому приписывают введение термина «психотерапия».

К формам привентивно-оперативной помощи детям относятся ролевые игры. Они формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.

Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми. Она имеет свою специфику.

Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень, как производное от низкого образовательного уровня родителей.

Педагогическая запущенность – это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершивших преступления), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов, начиная с детского сада. Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.

Жесткий педагогический прессинг, авторитарный стиль работы могут только усугубить ситуацию. Детям нужна помощь и поддержка. Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.


Компьютерная поддержка воспитания.

Технология воспитания с компьютерной поддержкой – это технология профессионализма, в основе которой точный, прицеленный расчет воспитательных воздействий, диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе. Технология основывается на новых для нашей педагогике положениях, играющих принципиальную роль.

«Человек будет стремиться стать воспитанным только тогда, когда это будет приносить ему реальную пользу. Или, используя терминологию нынешних юных прагматиков, когда это ему будет выгодно».1 Остается только умело воспользоваться этим в организации воспитательного процесса, направить на удовлетворение собственных потребностей воспитанников. Так мы подошли к пониманию и формулированию двух основополагающих принципов воспитания, на которых базируется новая технология воспитательного процесса. Первый – личностная направленность воспитания, а второй - самостоятельная деятельность воспитанника.

Целенаправленная работа с классом начинается с диагностики. Диагностирование воспитанности - это исследование классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности коллектива в целом и каждого в частности (см. график 3 и 4).


Безусловно, право выбора форм и методов воздействия на личность ребенка всегда остается за вами. В этом весь смысл воспитательного процесса – ничто никому не навязывается: вы можете действовать вслепую, опираясь на собственные взгляды, а можете пригласить в помощники весь потенциал научной педагогики.

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случаи удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случаи же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.

Демокрит.

Воспитание детей – ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили? В курсовой работе мы и пытались ответить на эти вопросы.

Изучив теоретический, экспериментальный, справочный, разнообразный материал, мы пришли к выводу, что в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Поэтому педагогам необходимо знание педагогической периодизации.

Учет возрастных особенностей, личностных характеристик, возможностей воспитанников - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Это отражает специфику процесса воспитания.

Надеемся, что этот материал поможет педагогам, классным руководителям в организации учебно-воспитательной работы.


Используемая литература.

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993 г., ч.2.

2. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 1980 г.

3. Возрастная и педагогическая психология.

/ под ред. А.В.Петровского/, - М., 1989 г.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996 г.

5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988 г.

6. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г.

7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989 г.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1980 г.

9. Линдсей Холл. Теория личности. – М., 2000 г.

10. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988 г.

11. Мудрость воспитания. /под ред. Б.М.Бим-бада, Э.Д.Днепрова, Г.Б.Корнетова /, - М., 1968 г.

12. Педагогика. /под ред. П.И.Пидкасистого/, - М., 1995 г.

13. Педагогика. /под ред. И.П.Подласого/, - М., 1999 г.

14. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. /под ред. С.А.Смирнова/, - М., 2000 г.

15. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987 г.

16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1.

17. Хивинцева Л.В. Выполнение, оформление и защита курсовых работ. – Туймазы, 2000 г.

18. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990 г.


Приложение 1.

Методики изучения воспитанности школьников.

А. Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.

1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-»).


• физическая сила и выносливость;

• умственная работоспособность;

• сила воли;

• выдержка, терпение и упорство;

• ум, сообразительность;

• память;

• объем знаний;

• внимание и наблюдательность;

• критичность и доказательность мышления;

• умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

• умение планировать работу;

• умение организовывать свой труд;

• умение беречь время;

• умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;

• умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

• чуткость и отзывчивость к людям;

• умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

• умение подчинять свои желания интересам дела;

• умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

• умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.


2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?


4. Над какими из них ты сейчас работаешь?


5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?


Б. Методика «Хранилище человеческих качеств».

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний школьный возраст. Проводится в форме игры.


Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена» различными нравственными ценностями (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает и они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых в избытке.

В конце этого этапа дети обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить.

Результаты можно зафиксировать с помощью таблицы.


На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива.


Второй этап: игра повторяется в конце учебного года. На «аукцион» выставляются «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще остались.

В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает ребятам проанализировать результаты за учебный год.

Заполняется аналогичная таблица.


При сравнении таблиц можно сделать вывод о динамике роста личности и коллектива.


Приложение 2.

Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»

Задачи классного часа:

1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.

2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.


Слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.

Представьте себе, что вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходите идеально, звоните по указанному телефону. Человек на другом конце провода спрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, - говорит голос, - я спрашиваю: «Кто вы?»

Если кого-то из взрослых спрашивают: «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». Но ведь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть с животными, есть мороженое даже зимой», - то эти слова скажут о нем гораздо больше, чем название профессии.

А сейчас давайте представим, что бы  вы ответили. В помощь вам на доске путеводитель по вашей жизни. Нужно продолжить фразы.

• Место жительства…

• Адрес…

• Моя школа…

• Моя учеба в школе…

• Любимые уроки…

• Мои занятия…

• Мои друзья…

• Мои достоинства…

• Мои недостатки…

• Мои качества…


Ребята обмениваются мнениями.


Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит ваш путеводитель, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек?

Для того, чтобы понять человека, прежде всего важно понять его характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.

Если бы вас попросили сравнить себя с каким либо животным, то какое животное вы бы выбрали? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку.

На листе запишите три – четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют.

Учитель будет по очереди вынимать записки и зачитывать, а дети должны угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу не удается отгадать, то можно выслушать мнения ребят об этом человеке.



Вы можете поддержать наш сайт по ссылке Спасибо за предоставленную информацию




 



Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free