Все темы по истории России с древнейших времен с ответами на большинство вопросов.

  
      
Почему Запад против России?
Правило жизни по-русски: Пирамида или крест? Новая книга
  

Новости медицины и общественной жизни, бесплатные рефераты и курсовые. Интересные факты и полезная информация.


Карта сайта поможет найти более 500 тем для написания докладов, рефератов и курсовых
 

Распад СССР и причины развала Советского Союза


Распад или развал СССР - это по сути "беда" для большинства граждан, населявших Советский Союз. Сработала тогда, сейчас уже хорошо отработанная формула по разрушению государств: Слабость экономики страны - плюс Обилие либералов и националистов в государстве - плюс Внешнее воздействие стран противников и конкурентов. После такого совокупного воздействия на страну начинают трещать государственные устои при восклицании и под аплодисменты стран, считающих себя "великими демократиями", а по сути транснациональных олигархов.

Роль России в мире | Материалистическое понимание истории | Эпоха перемен | Будущее России | Материальный мир | Особенности Китая | Президент России Путин | СССР в Лиге Наций |

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76 % населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Но распад СССР произошел. Почему?

Распад СССР в цифрах на основании проведенных опросов:

- 80 % опрошенных сожалеют о распаде Советского Союза;

- 50 % считают, что в развале СССР виновны политики того времени, действовавшие в своих личных интересах;

- 20 % опрошенных считают, что СССР распался из-за неразрешимых проблем, связанных с деградацией экономики и идеологии. Советский Союз больше не мог существовать экономически, а народы, населявшие его хотели жить самостоятельно;

- 16 % считают что СССР распался из-за многолетней подрывной работы западных спецслужб в холодной войне по разрушению Советского Союза;

- 14 % опрошенных считают, что СССР распался из-за антисоветской пропаганды. Советский народ захотел построить "капитализм с человеческим лицом" и "жить как на Западе".


СССР, до своего распада, был на втором месте после США по объемам валового внутреннего продукта.

КПСС несет ответственность за развал СССР. Как заявил президент России Путин на встрече с лидерами политических партий, Советский Союз можно было демократизировать путем преобразований. Но коммунистическая партия продвигала идеи, которые были губительны для страны.

Путин полагает, что разваливать Советский Союз было "совсем необязательно". Именно коммунистическая партия допустила идеи национализма и другие разрушительные моменты, которые опасны для любого государства.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что расценивает распад СССР как катастрофу. «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили», — заявил Лукашенко. Белорусский лидер выразил уверенность, что во времена СССР были бы невозможны конфликты, которые происходят сейчас на Ближнем Востоке или в Африке. «Исчез Советский Союз, и, вы видите, мир заколебался на одной опоре. Я не осуждаю здесь американцев, но факт остается фактом. Опора одна — и мир шатается», — сказал Лукашенко.

Однополюсный мир, сложившийся после распада СССР, таит в себе неизбежные конфликты и противоречия, которые и проявились при развале Югославии, государств Северной Африки.

Заявленные планы по созданию Евразийского союза, дальнейшее существование и развитие СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ОДКБ настоятельно требуют творческого осмысления пройденного пути в попытке сохранения общего пространства новых независимых государств после распада Советского Союза.

17 марта 1991 года в СССР прошел всесоюзный референдум, в ходе которого гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Тогда более 76 процентов участников опроса проголосовали за сохранение Советского Союза, против высказались около 22 процентов. Несмотря на это, спустя некоторое время СССР распался.

С развалом великого, единого и непобедимого (как тогда считалось) Советского Союза закончилась эпоха построения справедливого и гуманного общества. На неподготовленного советского человека в период гласности и перестройки, объявленной Горбачевым М.С., обрушилась масса информации по истории страны, о которой многие даже не имели представления. Предлагались субъективные оценки исторических событий, поэтому вне эмоциональный взгляд на развитие СССР дать было очень сложно.

Взять хотя бы либеральный подход общественности, ориентированной на западные ценности, к правящей роли одной партии КПСС в управлении Советским Союзом. Кричали: "Долой КПСС!". Интересно, почему в отношении КНР, где правит Коммунистическая партия Китая, никто подобных оценок даже не высказывает. Может истинные мотивы в поступках тех лет были совсем в другом...

В чем заключались субъективные и объективные причины политических перемен в СССР в 1985-91 гг.? В каком направлении реформировалась политическая система страны? Какие результаты были получены на этом пути?

Если фашисткой Германии не удалось победить СССР в Великой Отечественной войне, то либеральные идеи на неподготовленной российской почве и просчеты руководства страны, осуществили эту задачу по распаду государства в начале 90-х.

После смерти К. У. Черненко новым советским лидером стал М. С. Горбачев - бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству.

Как и его предшественники, Горбачев начал перемены со смены "команды", послужившие первым шагом в расшатывании государственных устоев, переросшие в распад СССР. В короткий срок были заменены на своих постах 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС: если в 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК, то лишь на одном апрельском (1989 г.) Пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦK были отправлены в отставку сразу 110 человек!

Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления. Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом.

Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 г. Общество ждало быстрых перемен, а их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества. Январский (1987 г.) Пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по нескольку кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись.


Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (предполагавшее, в частности, альтернативность, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Конституции. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Но именно это решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынуждало ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось в ее управлении.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов Председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев. Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат. Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Введение этого положения потребовало отмены 6-й статьи Конституции страны об особой роли Коммунистической партии.

Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложения об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР. Кризис коммунистической идеологии и социалистического реформирования привел к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных идейных и политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное направление включало в себя представителей "Демократического союза", несколько организаций христианских, конституционных и либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей в себе представителей различных либеральных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 г.

Социалисты и социал-демократы являются представителями "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз". Национальные партии, вначале формировались в Прибалтийских республиках и Закавказья, однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами" увеличивался с каждым днем.


Начавшаяся демократизация не могла не отразиться и на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи Конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций. Началось возвращение верующим религиозных сооружений и Святынь: Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общественной системы.

Таким образом, попытки демократизации советской политической системы с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к кризису и началу распада союзных структур власти в СССР. Новых образцов государственности вместо них предложено так и не было.

Почему к концу 8О-х гг. обострился национальный вопрос в СССР? Как руководство страны пыталось решить возникшие проблемы? Каковы были результаты национальной политики в СССР в 1985-1991 гг.

Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы, которые власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой. Первые открытые массовые выступления прошли в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом национальных школ и стремлением расширить сферы применения русского языка. Попытки Горбачева ограничить силу национальных элит вызвали еще более активные протесты в ряде республик.

В декабре 1986 г. в знак протеста против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо Д. А. Кунаева русского Г. В. Колбина многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки, состоялись в Алма-Ате. Расследование злоупотреблений властью, имевших место в Узбекистане, вызвало массовое недовольство в этой республике.

Еще более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья. Однако зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанской ССР) начались массовые волнения армян, составлявших большинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАО в состав Армянской ССР. Обещание союзных властей "рассмотреть" этот вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. А это привело к погромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не только не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений.

Горбачев отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комендантский час. Таких мер СССР еще не знал. На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных властей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале они выступали "в поддержку перестройки", то уже через несколько месяцев объявили конечной целью выход из состава СССР, что ускорило распад государства.

Наиболее массовой и радикальной из этих организаций стал "Саюдис" (Литва). Вскоре под их давлением Верховные советы прибалтийских республик приняли решение о провозглашении национальных языков государственными и лишении этого статуса русского языка.

Требование о введении родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии. В республиках Закавказья обострились межнациональные отношения не только между республиками, но и внутри них (между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами и др.).

В среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникновения исламского фундаментализма. В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы "кормят Россию" и союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава Советского Союза. Неповоротливость плановой экономики в изменяющихся условиях и просчеты руководства страны привели к развалу СССР.

Для партийной же верхушки республик создавалась исключительная возможность для обеспечения быстрой карьеры и благосостояния. "Команда Горбачева" оказалась не готова предложить пути выхода из "национального тупика" и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуация постепенно начинала выходить из-под контроля. Позднесоветское руководство страны оказалось неспособным понять социальную природу своего общества, механизмы функционирования и вектор развития современного мира. Все это привело к краху "исторического коммунизма" и распаду СССР.

Обстановка еще более осложнилась после проведения в начале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры национальных движений. Партийное руководство республик предпочло поддержать их, рассчитывая остаться у власти.

Начался "парад суверенитетов" и развал Советского Союза : 9 марта декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта - Эстонии, 4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Узбекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 июля - Белоруссии.

Реакция Горбачева поначалу была резкой. В отношении Литвы, например, были приняты экономические санкции. Однако с помощью Запада она сумела выстоять.

В условиях разлада между Центром и республиками в роли арбитров между ними попытались предложить себя лидеры западных стран - США, ФРГ, Франции. Все это заставило Горбачева с большим опозданием объявить о начале разработки нового союзного договора.

Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступило большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик.

Главной идеей, заложенной в проект этого документа, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже даже - их экономического суверенитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большей самостоятельностью, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двухсторонних соглашений между ними в области экономики.

Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимали законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачев в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после отказа ввел дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный центр.

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76 % населения огромной страны высказались за сохранение единого государства.

Летом 1991 г. состоялись первые в истории России выборы президента. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от "демократов" Ельцин активно разыгрывал "национальную карту", предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они "смогут съесть". Это во многом обеспечило ему победу на выборах.

Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Часть высших руководителей СССР восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить. В отсутствие Горбачева в Москве в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Утром 19 августа руководство РСФСР выступило с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

Попытка членов ГКЧП спасти от развала Советский Союз привела к прямо противоположному результату - распад СССР, как единой страны ускорился. 21 авгyста о независимости объявили Латвия и Эстония, 24 августа - Украина, 25 августа - Белоруссия, 27 августа - Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 31 августа - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Таджикистан, 2З сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Скомпрометированный в августе союзный центр оказался никому не нужен. Теперь уже речь могла идти лишь о создании конфедерации.

5 сентября V внеочередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государственному совету СССР в составе руководителей республик. Горбачев как глава единого государства оказался лишним. б сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Это было началом реального распада СССР.

8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент России Б. Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсации Союзного договора 1922 г. и прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ); объединившее первоначально 11 бывших союзных республик (6ез Прибалтики и Грузии). 27 декабря Горбачев заявил об отставке. СССР прекратил существование и Советский Союз - могущественное государство, распался.

Таким образом, в условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Август 1991 г. поставил окончательный крест на существовании союзного государства. Распад СССР, ни кем не прогнозируемый еще несколько лет назад, все-таки произошел.

Каковы были предпосылки перемен в духовной жизни советского общества в 1985-1991 гг.? Какие противоречия возникли на этом пути? Каковы были итоги и последствия политики гласности, ее влияние на советское общество?

Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества. Началась политика гласности. В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ленинград, где без согласования с Политбюро напрямую общался с населением, впервые откровенно высказывал все то, о чем раньше речь шла лишь в высших кругах руководства. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ.

Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов (Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро), ведомств (армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса), тем (экологии, партийного руководства культурой и т. п.).

На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: "Больше демократии, больше социализма!". Политика гласности с самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

Попытки отойти от "застоя" в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны, а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г., о закрытых прежде для обсуждения страницах истории Великой Отечественной войны и др.

В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине "дела" высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Г. Я. Сокольников, Л. П. Сере6ряков и др.

В 1989 г. реабилитация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия "троек" и "особых совещаний" 30-х - начала 50-х гг., их внесудебные решения отменены, а осужденные - реабилитированы.

Тогда же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г.6ыли признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чем не повинных людей.

Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения, созданные в прежние годы.

Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-ЗO-х гг. Вернулись из вынужденной "эмиграции" труды выдающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни стала публикация "Новым миром" многотомного труда А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" о репрессивной системе в Советской России. Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов.

Разнообразной и интересноЙ стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства. Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Ф. Шатрова "Брестский мир", "Дальше...Дальше...Дальше...", по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, показывавшие драматизм и трагизм судеб В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов.

Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества. Утратила свою роль всесильная прежде цензура (главлит). Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение.

Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей. Увеличились тиражи газет и журналов (подписка на 1987 г. показала рост числа подписчиков "Комсомольской правды" на 3 млн человек, "Советской России" - на 1 млн). Наибольший интерес представляли "беспартийные" издания - "Московские новости" и "Огонек", также увеличившие свои тиражи в несколько раз.

По мере развития "гласности" крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете "Советская Россия" было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Нины Андреевой "Не могу поступаться принципами". В нем открыто осуждалось "заимствование на Западе" антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации "истории социалистического строительства", открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.

Позицию Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на тех же позициях. На местах поняли это как начало возврата к прежней партийной линии.

Лишь через месяц "Правда" опубликовала "ответную" редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались "противниками перестройки".

После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение.

Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность; душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом "борьбы за истину". Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этоrо вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.

Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так.

Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. начала формироваться свобода слова, а средства массовой информации на деле стали превращаться в "четвертую силу".

Главным достижением в духовной сфере в годы перестройки стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации.

Как изменились концептуальные основы и основные направления советской внешней политики в 1985-1991 гг.? Как можно оценить результат внешней политики СССР в эти годы?

Приход к власти Горбачева вначале не предвещал ничего нового в области внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укреплении социалистического содружества, поддержке национально-освободительных движений.

Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко это место занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы, признавала целостность и неделимость мира, отвергала использование силы для решения мировых проблем, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т. п.

В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало разрядке в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г. СССР и США подписали договор об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия, создававших особую опасность для европейских союзников США.

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Ухудшение экономической ситуации и его расчеты на западную помощь заставляли все чаще и чаще идти на серьезные уступки Западу.

Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Д. Буша на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.

Вскоре СССР согласился в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружения. Летом 1991 г. СССР и США заключили договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ - 1), предусматривавший сокращение на 40 % самых мощных видов наступательного оружия.

Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы выдвинули условия не только в сфере международных вопросов, но и потребовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора от 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.

Перемены в союзных СССР странах Восточной Европы начались уже в 1987 г., когда под давлением Горбачева началось обновление их руководства, а затем и демократизация.

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена коммунистического руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании, Монголии. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии. Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства. США и ФРГ были согласны обсуждать даже вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но от них этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачевым было дано согласие на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу пожеланиям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Но "обвал" Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (весной 1991 г.) еще сильнее ударил по советским интересам (в том числе и экономическим) и усилил критику политики Горбачева внутри страны. Социалистическая система перестала существовать без единого выстрела, а вместе с этим и завершался распад СССР.

Главной среди региональных проблем для СССР оставалась война в Афганистане. Нужно было любой ценой ее остановить. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из Афганистана почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено). Участие в этой войне осудил II Съезд народных депутатов СССР. При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия с урегулирования отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений. Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа.

По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).

Под давлением США СССР был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии. Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия. С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении "холодной войны". Участились контакты между людьми.

Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и целых видов ядерных вооружений. Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы, - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке.

Демократические перемены произошли в целом ряде стран, где впервые за долгие годы прошли свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение. Вместе с тем "новое мышление" имело и другую сторону. Из "холодной войны" вышел лишь один победитель - западные страны во главе с США. Другой участник - СССР и "восточный блок" - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование и распался.

Развал Советского Союза привел к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они не использовали его. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния". Как свидетельствовала история, без войны это еще никогда не происходило.

На одном из выступлений в 1995 году, президент США Клинтон сказал: "Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно показала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать Трумен по распаду Советского Союза посредством атомной бомбы".

В своей современной политике президент Путин, определенно использует уроки того исторического поражения, приведшие к развалу СССР.

Читайте также материалы по теме: "Распад СССР" из зарубежных источников...

Изнанка России: 25 лет назад распался Советский Союз

The Economist, Великобритания. 25.10.2016

Хаос после распада СССР

Наоя Сугио (Naoya Sugio) 21.12.2015

После распада СССР США пытались помочь русским

The Washington Post 07.05.2015

Распад СССР негативно отразился на фауне

BBC 21.01.2015

Горбачев покончил с СССР, но не с водкой

New Statesman 01.03.2016





Спасибо за предоставленную информацию





Карта сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте "Prioslav.ru", охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на "prioslav.ru" обязательна.
Работает на Amiro CMS - Free